Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga

                             


Для [livejournal.com profile] farraru



В том, что касается хлеба, эпоха семидесятых была периодом высокого качества в советском хлебопечении и, наоборот, упадка в американском. Реакцией на низкое качество и бедный ассортимент магазинного хлеба у американцев стал интерес к домашнему хлебу. Всем, а не только хиппи и староверам, вдруг зачесалось печь хлеб дома и образованные люди, писатели и интеллектуалы, стали публиковать на эту тему книги. В 1973г вышла в свет книга знаменитого американского автора и повара Джеймса Бирда: "Бирд о хлебе" (Beard on Bread). Благодаря Джеймсу в том числе, домашний хлеб навсегда остался символом, самой т и п и ч н о й  американской пищей семидесятых.


 Кому интересно, самой модной американской пищей восьмидесятых были макаронные и экзотические виды риса, девяностых - бутерброды с овощами, брушетта и фокачча, в первом десятилетии 21 века - возврат к говядине и бифштексу, гриллированию и разнообразию зелени, процветанию кустарного хлебопечения, вот такого - ну вылитые наш нарезной и украинская паляница, не правда ли?

 и популярных книг о хлебе, написанных профессиональными п е к а р я м и .

Тогда же, в 1973г была опубликована монументальная книга журналиста и путешественника Бернарда Клайтона: Clayton's Complete Book of Bread (Клайтон. Все о хлебе), многократно пополнявшаяся и переиздававшаяся.




Когда эти книги вышли в свет, на полках американских магазинов не было ни хлебопекарной пшеничной, ни обойной, ни какой-либо ржаной муки, а на мельницах их можно было приобрести только в мешках весом по 25кг. Соответственно, в магазинах не продавались формы для хлеба, отсутствовали пекарские камни и другие инструменты для выпечки хлеба в домашних условиях, а миксеры не были приспособлены для вымешивания хлебного теста. В определенном смысле трудности, с которыми сталкивались энтузиасты домашнего хлебопечения в России в начале и середине прошлого десятилетия, были те же самые, что у американцев в семидесятых. А то разнообразие и качество хлеба, который советские граждане ели каждый день в семидесятых, стал доступен американцам к двухтысячному году.

Про книгу Клайтона я уже немного рассказывала и даже приводила пару рецептов умопомрачительно красивого и вкусного хлеба из неё (и именно по рецептам Клайтона я регулярно пеку домашний французский и итальянский хлеб), так что сегодня, специально для новичков, я покажу как Джеймс Б. учил печь "первый" и самый важный хлеб и перечислю все основные операции во время приготовления хлеба. С минимальными модификациями в рецептуре и методе приготовления он соответствует самому вкусному и изящному хлебу России:весовому из муки высшего сорта.

первый хлеб
на одну крупную буханку или две небольших


 3 стак муки в.с. (450г)
2/3 ст.л. кошерной соли или 1/2 ст.л. мелкой (9г соли)
1/2 пакетика сухих активных дрожжей (1ч.л. сухих или 7г прессованных)

2 ч.л. сахара (9г)

1.25-1.5стак воды (300-360г)

 1.5-2 ст.л. сливочного масла для смазки кастрюли, в которой будет бродить тесто, и формы для выпечки хлеба.

Пошаговое приготовление хлеба с картинками

1) размочить дрожжи: Взять 300г воды (1.25.-1.5стак) с температурой 45С (115Ф), добавить 9г (2.ч.л. без верха) сахара, хорошо перемешать. Высыпать на воду 1 ч.л. сухих дрожжей и оставить в покое  на 20мин. Для свежих прессованных дрожжей взять воду с температурой 35С (95Ф)

Сухие активные (традиционные сухие) дрожжи выглядят как шарики проса или пшенной крупы и требуют размачивания в течение 20мин в горячей воде (40-45С) - это температура тела человека с сильной лихорадкой. Пользуйтесь градусником!



Первым делом растворить в воде 2 ч.л. без верха сахара и высыпать на воду дрожжи. Часть будет плавать, часть опустится на дно. Оставить в покое на 20мин.



Перемешивать нет необходимости. Дрожжи сами распустятся в воде и распределятся по раствору, поднимутся шапочкой на поверхности бражки.


Десять минут спустя почти половина дрожжей проснется и задышит, оторвется от сухих комочков, распустится в растворе  и оживет из сухого летаргического состояния в бодрое активное


Двадцать минут спустя на дне совсем не останется неживых вялых дрожжей и стенки стакана покроются обильными пузырьками газа. Дрожжи ожили, приступили к процессу брожения и готовы переселиться в тесто.





2. Замесить тесто. Насыпать на стол 3 стак без верха муки (450г), посыпать муку солью (1ст.л. кошерной или 0.5ст.л. столовой мелкой соли =9г). Сделать в муке воронку и подливать в воронку тонкой струйкой дрожжи, подмешивая в жидкость муку со сторон воронки. Получится комок грубого неупругого теста, похожего на комок крутой каши.

Если зачерпнуть муки стаканом или меркой без верха, то там будет 150г муки.


А в половине ст.л. соли 9 г муки. Американский хлеб немного более соленый, чем российский



Замешиваем круговыми движениями пальцев внутри воронки из муки


После того как получится первый комочек с первой порцией дрожжей, подливаем ещё дрожжевой бражки и снова подмешиваем в дрожжи муку с солью.



Я начала замес с 1.25 стак воды. Получилась полукрошка и много сухой муки, совсем несмоченной жидкостью. Зимой мука сухая и для получения колобка я влила дополнительные 1/4 стак воды.




3. Растереть тесто до однородности. Растирать запястьем по столу, оттирая тесто от большого колобка в сторону мелкими порциями,  в течение 4-5минут, пока тесто не станет гладким на ощупь и не начнет тянуться.

 

Получится более гладкий и более мокрый колобок без сухих мест в тесте.



4. Вымесить тесто до первых признаков развития клейковины. Месить , складывая тесто  вдвое, с поворотом на 90 градусов, и вытягивая его в течение минимум 10минут.  Получится упругий шар теста: при нажатии на тесто пальцем ямка немедленно начинает упруго выглаживаться в течение 3-4 секунд.

 Сложить вдвое, повернуть на четверть оборота, растянуть и снова сложить
.

Тесто для этого хлеба неслабое (нежидкое), довольно плотное, и его для вымешивания руками легче "вытягивать", раскатывая тяжелой скалкой



Вымешивать (растягивать и складывать тесто на себя) минимум десять минут, чтобы появились первые признаки развития клейковины. Т.е. тесто вытягивается в нервущуюся пленку, если его потянуть пальцами.



При нажатии на колобок вымешанного теста пальцем ямка немедленно начинает выправляться и тесто за 3-4 секунды вернется в примерно первоначальное положение. Это признак упругости.



5. Дать тесту созреть (выбродить до нужной кислотности) в течение 2 часов при 30-35С. Спелое тесто увеличится в объеме в 2-3раза и встанет. Оно утратит упругость: при нажатии на него пальцем оно не отреагирует, а так и останется с ямкой.

Тесто из сильной муки общего назначения , канадской или североамериканской, требует нескольких обминок в процессе брожения, скажем, каждые 30-40минут. Тесто из сильной муки обминают так: вынимают тесто из посуды, в которой оно бродит, и на чистом столе (не припудривая его мукой) складывают  тесто с поворотом на 90 градусов и вытягивают его в течение 1-3 мин. Пока оно не станет невозможно тугим и не начнет рваться при попытках его растянуть и сложить. При выбраживании в теплом месте с кружкой кипятка каждый раз подливайте свежего кипятка в кружку.


У нас в квартире ни зимой, ни летом не бывает 30-35С. Так что я создаю теплое местечко для теста внутри выключенной микроволновки, налив в кружку литр-полтора кипятка.


Муа у меня сильная, канадская, так что приходится проминать тесто несколько раз в процессе брожения, примерно каждые 30-40мин. Проминаю скалкой: выкатываю в пласт, складываю, поворачиваю. Снова выкатываю и т.д. пока тесто не станет невозможно тугим в обращении.


Спелое тесто удвоится в объеме. Ямка от нажатия пальцем на его шапочку совершенно не выправляется.





А если спелое тесто потянуть, то видно как в нем со временем развивается изумительно изящная пленка клейковины. У хлеба из такого теста будет изящный ажурный мякиш.



6. Обмять тесто (промесить, складывая с поворотом и растягивая) в течение 1-3 минут, пока тесто не нанет ощутимо "сопротивляться", т.е. пока не станет ощутимо тугим. Округлить его в колобок или поленце. Если будут готовить больше одного хлеба или хотят разделать кусок теста на несколько булочек, то тесто после краткой обминки большого куска делят на порции, и округляют/подкатывают каждый кусочек теста.

Вывалить пышный ком теста на чистый стол



Внутри тесто будет с дырками разных размеров и даже с крупными кавернами. Его нужно промять. А не то все эти дыры и каверны потом в разрезе хлеба появятся, в мякише.



Вл время промятия, выкатывания в тонкий пласт с выдавливаением всех пузырей, тесто будет скрипеть и пищать, а пузыри газа с треском лопаться.  Округлить и оставить на предварительную расстойку




7. Следом тесту дают полежать в покое, чтобы спало напряжение в клейковине, и оно перестало быть таким тугим. Тогда тесту можно будет придать желанную форму буханки или булки. Это называется дать тесту предварительную расстойку в течение 5 минут.  Смазать форму для хлеба сливочным маслом или антипригарной смазкой.



8. Сформовать тесто в заготовку для хлеба желанной формы. Для крупного формового хлеба из фунта муки в этом рецепте тесту придают форму поленца длиной восемь дюймов и диаметром 3 дюйма (Для формы 9"х5"х3"), т.е. 20см длиной и 8см шириной. Уложить заготовку в форму.

Форму поленца для буханок и булок можно придать двумя способами

1) выкатать в тонкий длинный язык, смочить водой, сложить втрое, защипнуть и обжать в поленце по длине.


2)  выкатать в  тонкий язык, смочить водой и скрутить, защипывая каждые полоборота, в рулончик. Защипнуть шов и уложить в форму швом книзу.




У теста в форме должно быть достаточно места, чтобы раздаться вдвое-втрое




9. Дать расстойку перед выпечкой в течение 45-75мин при 30С.  Тесто должно удвоиться в объеме и подняться куполом над краями формы. За 25мин до выпечки начать прогревать печь с чугунной (тяжелой) сковородкой до 200С/400Ф и за 3-5 минут до выпечки начать наполнять печку паром (положить в сковородку обильно смоченное в кипятке махровое полотенце).



Я проверила заготовку через 45 мин расстойки при 30С и она ещё не вполне выросла. По бокам ещё не заняла всю форму доверху


ещё через 15мин тесто выросло вполне и можно было печь хлеб. Так что вся расстойка при 30С заняла 1 час. Буду знать на будущее.



К этому времени я нагрела печку с чугунной сковородкой до 400Ф/200С.


Скрутила махровые полотенца в толстые трубочки по 2шт в трубочке (это технические полотенчики для мастерских и черных работ, продаются в хозяйственных магазинах за копейки, 100% хлопок от наших пакистанских товарищей)



И, удерживая трубочку щипцами, промокнула хлопок в крутом кипятке. Дополнительно прогрела пару минут в микроволновке, чтоб от полотенчиков сильно парило. . Уложила на сковородку.
подлила в сковородку на полотенчики ещё чуток кипятка (1/2стак), чтоб на дне было видно немного кипящей воды. И закрыла духовку. Пока я надрезаю хлеб, духовка наполнится паром.




10. Надрезать верх заготовки. Острым ножом сделать надрезы глубиной до 1 см. Но можно и не надрезать. А можно по всякому надрезать. Как вам больше нравится.

Типичные надрезы на буханке (на хлебе кирпичиком) бывают косые как у батона, клеточкой и по длине


как батон надрежете, так и формовой можно надрезать или же саечками испечь





11. Испечь хлеб в течение 35-50мин (в зависимости от размера буханки или булок). После первых 10-12 мин выпечки убрать сковородку с мокрым полотенцем из духовки, т.е. прекратить подачу пара в печку,  и продолжать печь хлеб до готовности.

Ставим тесто в духовку, нагретую до 200С с паром от смоченных в кипятке полотенец. Печем 12-15мин


Не бойтесь, хлопок не загорится, потому что вода не горит. Он и после 15 мин в печке ещё будет истекать водой, хотя на дне сковородки уже не будет лужицы.


Хлеб максимально вспухнет за первые 15 мин выпечки с паром и начнет румяниться. Вы не думайте что он такой загорелый, ему ещё полчаса печься положено!  Сковородку можно обтереть от воды, смазать вашим любимым тунговым маслом и поставить сохнуть в печь рядом с хлебом. Льняным не надо, а то хлеб припахивать будет.



12. Вынуть хлеб из формы и дать остыть на решетке в течение 2-3 часов, прежде чем резать. Новичкам следует знать, что горячий хлеб сразу после выпечки - это ещё не готовый хлеб. Он продолжает доходить до готовности, печься во время остывания, в течение ещё примерно часа после выемки из духовки.

Готовый хлеб: первые 30мин выпечки при 200С/400Ф, потом при 180С/350Ф ещё 20мин



Прехорошенький. Всю жизнь бы такой ел и не уставал. Это не просто первый хлеб, это хлеб номер один, что у них, что у нас.



С правильным куполом верхней корки и идеальной формой ломтя.




Мякиш высшего качества, режется тонкими и толстыми ломтями. Ну очень вкусно!





Этот хлеб, будучи качественным хлебом,  очень хорошо хранится. Три дня спустя после выпечки оставшийся кусочек по прежнему свежий на ощупь и на вкус, с упругим влажным мякишем, хорошо пахнет пшеничным хлебом, вкусный. Только корочка утратила хрустящесть и стала мягкой. Но если хлеб поджарить или даже слегка подогреть в тостере или на сковороде, или завернутым в фольгу в духовке, то он становится совершенно как свежий.





Примечание1. Метод создания пара вокруг хлеба с помощью воды от горячих полотенец хорошо подходит для современных электрических духовок и дровяных печей. Подробнее про метод создания пара вокруг хлеба с помощью мокрого полотенца можно дополнительно посмотреть и почитатьтут, тут ,тут и тут

Газовые духовки сильнее вентилируются (пар из них уходит наружу быстрее) и хлебу может не достаться достаточно пара для хорошего раскрытия по надрезам и оптимального объема/пышности булок. Поэтому для таких духовок лучше подходит двойной подвод пара: с паром от воды и с паром ото льда. По обеим сторонам у стенок духовки ставят посуду с кусками пемзы. На пемзу в одной посуде ставят алюминиевую формочку с натыканными в ней шилом дырочками.




Перед посадкой хлеба в печь в формочку с дырочками насыпают кубики льда, а на пемзу в формочке с другой стороны от хлеба наливают 1-2 кружки кипятка. Получается хорошее количество пара как от воды на раскаленных камнях, так и ото льда, тающего в жару печи и через дырочки в алюминии капающего на раскаленную пемзу. Метод "лед и пламя" описан тут Важно, чтобы  к концу периода выпечки с паром (т.е. в течение первых 15мин)  обе формы все ещё источали пар.  Важно потом их вынуть из печки и допекать хлеб всухую. Так что для вашей духовки определите нужное количество льда и воды на формочках с пемзой экспериментально. Получится прекрасно раскрывшийся хлеб с превосходной пористостью. Хлеб от ЛиндиД



Т.е. именно такая характерна для классического французского хлеба, как на закваске, так и на дрожжах: сильно нерегулярная и открытая пористость, с вертикальной ориентацией вытянутых снизу вверх пор



Примечание 2. В рецепте у Джеймса Бирда указаны другие количества ингредиентов. Например, у него написано 4 стак муки (фунт), а не 3 стак муки (фунт) как у меня. Фунт муки в четырех стаканах получается, если набирать в мерку муку ложкой: зачерпываем муку столовой ложкой, насыпаем в мерку, опять ложкой и т.д. пока мерка не наполнится.  Тогда с стакане/мерке получится 110-115г муки. Нормальные люди просто зачерпывают стаканом или меркой из мешка и смахивают горочку. Тогда в стакане 150г муки. Ну или для точности просто отвесить 450г на весах.

Кроме того, у Джеймса указано пакетик дрожжей, а не полпакетика. Это связано с тем, что Джеймс любил крепко соленый хлеб (у него в рецепте в 2р больше соли, чем в нормальном америанском или французском хлебе, и в 3-4раза больше соли, чем в российских видах хлеба) и он указывает в примечаниях что соль можно сильно сократить. Большое количество соли угнетает дрожжи и поэтому Джеймсу нужно было так много дрожжей, чтобы хлеб поднялся. При нормальном количестве соли в тесте половины пакетика (3г) сухих дрожжей на одну буханку достаточно.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-02-21 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] svetilnik-m.livejournal.com
Книжка симпатичная какая.
Очень красивые кружева мякиша на последних фотографиях.

А кошерная соль хлопьями? Почему ее ст л - она легче и объемнее простой? Или менее соленая (ты, кажется, об этом упоминала уже, да?)

Date: 2011-02-21 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, эти первые две книги и, написанные сорок лет спустя, книги Хамельмана и Мишеля Суа - самое главное что надо иметь в личной библиотеке. Там есть ответы на все вопросы и все главнейшие рецептуры.

Светочка, в америке кошерная соль хлопьями , да и двух разных марок (Мортон и Диамонд). Одна в полтора раза легче чем мелкая столовая соль, а другая в два раза. Она пушистыми пластиночками и поэтому в ложку помещается по весу меньше соли.

Менее соленой чем чистая столовая соль является морская соль. Я её на картинке показывала, меленькая.

Date: 2011-02-21 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] neupokoeva-n.livejournal.com
Как поэму читала! Спасибо за такой подробный мастер-класс! Ещё чуть-чуть и я тоже решусь на хлеб :) Очень хочется именно такой - я сейчас только хлебопечный пеку, хоть и свой, но это конечно не то)
На последней фотографии такие тоненькие и пушистые кусочки, здорово!

Date: 2011-02-21 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ну ладно, пускай статья повисит. Вас подождет :) И у вас получится! Это ультра-мега-супер-хлеб. Вообще ни с чем не сравнить. Жалко для меня такой статьи никто не написал, когда я начинала.

Date: 2011-02-21 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] marusya-n.livejournal.com
Потрясающий хлеб! Спасибо!

Date: 2011-02-21 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Честно говоря, да. Спасиб!

Date: 2011-02-21 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] nialdag.livejournal.com
Никогда и не слышала об использовании полотенца
при хлебопечении. Не терпится попробовать. Спасибо за
такую информацию!

Date: 2011-02-21 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я уверена, что вам понравится. Главное - под хлеб не ставить парящее полотенце, чтоб его снизу не охлаждать паром. Ставьте рядом или сверху и пеките без конвекции в первые 15мин.

Date: 2011-02-21 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] gulesha.livejournal.com
Кроме таланта хлебопека у Вас еще и талант учителя. После такого описания даже не интересующемуся хлебопечением человеку захочется повторять движения, это ли не талант? И спасибо Вам за него.

Date: 2011-02-21 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Вот это комплимент! Спасибо :)

Date: 2011-02-21 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] trablin.livejournal.com
Великолепная подача материала, браво!
для 50 минут в духовке ваш хлеб совсем слегка зарумянился, как же это получилось? Форма "виновата"?
Боюсь, что сожгу хлеб, у меня тонкая форма, поэтому я пеку на противне, вместо пода.

Date: 2011-02-21 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Нормально зарумянился. Румяный со всех сторон.

Форму эту я в первый и единственный раз использовала, только для демонстрации выпечки в эмалированной посуде, чтобы показать что даже в эмалированной кастрюле можно печь или ковшике, если смазать антипригарной смазкой вообще ничего не пристает и не подгорает.

Обычно я пеку или в тонюсеньких белых алюминиевых или в толстенных черных чугунных фломах.

Белый хлеб при 180-200С не горит, даже если час печь и дольше (двух-трехкилограммовые ковриги). Обычно его пекут при БОЛЕЕ высокой Т, до 260С. Тем более что первые 15 мин выпечка с паром идет, а пар (100С)сильно снижает Т вокруг хлеба.

Снизу не горит, потому что на чугуне стоит. Я плиту поставила чугунную для симуляции пода, чтобы выпекать без конвекции (у меня подвод тепла от пола духовки), но можно и на большую сковороду чугунную форму поставить или просто так - на среднюю полочку.

Если следовать рецепту, то все получится. У вас градусник для духовки есть, чтобы Т выпечки отслеживать?

Первый хлеб

Date: 2011-02-21 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] svetlenushka referenced to your post from Первый хлеб (http://svetlenushka.livejournal.com/116460.html) saying: [...] http://mariana-aga.livejournal.com/126097.html [...]

Date: 2011-02-21 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] galeo-g.livejournal.com
Хлеб чудесный! С полотенцем трюки первый раз вижу! Много иллюстраций!

Date: 2011-02-21 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com


Хлеб превосходный! спасибо.

Да это не новый способ, вообще-то. В пекарнях и в дровяных печах мокрое полотенце на противень укладывают, но там места больше. Дома в горячую сковородочку или в две формы по сторонам от хлеба.

Date: 2011-02-21 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] musya-martin.livejournal.com
Люда, вы как всегда - потрясаете и вдохновляете :)

Date: 2011-02-21 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Муся, привет! Буду рада, если это кому-то пригодится. Заодно и хлеб вкусный дома будет :)

Date: 2011-02-21 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] frdr.livejournal.com
Умопомрачительно! Это всегда для меня очень важно, делая что-то давно, возвращаться back to basics. Я, конечно, опять упрусь в формы, но всё равно буду печь: такой хлеб у нас очень любят!
Да и скоро пост: от картинок веет как минимум улучшенным мякишем, а масло только на обмазку.
СПАСИБО!

Выпечка в Великий Пост

Date: 2011-02-21 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Машенька, привет. Конечно, бывает, что расслабляешься и начинаешь забывать о главном, надеешься что привычно все хорошо сделается. Но на самом деле основы - это фундаментально, конечно и надо на каждом этапе качество отслеживать.

В пост, когда совсем нельзя масло, выпекай такой хлеб на силиконовой бумаге (подовым) или в формах с антипригарным покрытием. К ним тесто не липнет, потому что на металл напылен тефлон и др. подобные ему антипригарные материалы, вроде "золотого" от Williams-Sonoma.

http://www.williams-sonoma.com/search/results.html?activeTab=products&words=goldtouch&cm_sp=OnsiteSearch-_-GlobalNav-_-Button

Image

Goldtouch - это индустриальное покрытие, т.е. выдерживает промышленные нагрузки при выпечке, соответствующие объему выпеки на крупном хлебозаводе. Не изнашивается даже при выпечке в форме десятки тысяч раз. Я очень люблю эти формы. Это самое лучшее что есть на североамериканском рынке.

Date: 2011-02-21 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com
Спасибо большое! Хлеб я пеку нечасто, но он всегда пользуется дома большим успехом. Буквально, если вечером испечь, то к вечеру следующего дня исчезают даже крошки.

Date: 2011-02-21 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Натуша, привет! Конечно, если б мы каждый день пекли, то и на работу бы не ходили:) Даже в те времена, когда только домашний хлеб люди ели, его пекли раз в неделю, а то и реже. Все-таки хлеб внимания к себе требует. И времени.

про крошки - это вы правильно говорите. У нас пес подметает языком все, что летит с доски во время нарезки хрустящей корочки :)

Date: 2011-02-21 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] afton-marina.livejournal.com
Людочка, прекрасно как всегда но у меня вопрос по книгам. книга Мишель Суа действительно стоит того чтобы её покупать?
В библиотеке у нас её нет а н амазоне она достаточно дорогая.
Но если Вы считаете что она действительно того стоит, я , конечно, куплю потому что хорошие книги по выпечке хлеба одно удовольствие.
Спасибо,

Марина

Date: 2011-02-21 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Марина, я сама им не пользуюсь (для себя), но я эту книгу изучила и открываю её время от времени, чтобы отвечать на вопросы читателей журнала потому что люди задаются вопросами, которые у меня не возникают или на которые я сама для себя уже ответила ещё до Суа, рыская по литературе и собирая крупицы.

вообще на английском есть три-четыре книги профессиональных пекарей, без которых я бы не стала чувствовать себя уютно, даже если я ими не пользуюсь для выпечки ( в смысле рецептов), потому что у меня интерес выкошен в сторону советского, еврейского и латиноамериканского хлеба. Это Калвель, Суа, Хамельман и Кайзер (Special and Decorative Breads). Все вместе они покрывают фундаментально важные темы и приемы в выпечке хлеба и по их рецептам следует учиться, набивать руку и оттачивать мышление.

Тесто и ножи

Date: 2011-02-21 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] a-biancoenero.livejournal.com
Люда, здравствуйте! Как приятно видеть новый пост от Вас!
Раз у Вас мастер-класс для новичков, можно я задам глупый вопрос:
Вы часто предупреждаете, что тесто тупит лезвие ножа. Я на некоторых Ваших фотографиях заметил, что при вымешивании теста в комбайне Вы используете насадку с металлическими ножами (которая предназначена для фарша). Эти ножи от теста не страдают? Можно ими потом мясо на фарш порубить? Или Вы их регулярно подтачиваете?
Вопрос совсем не праздный; я наконец-то обзавелся Мажимиксом, но никак не решаюсь месить в нем тесто с помощью вышеупомянутой насадки. Тупо боюсь её затупить и сделать непригодной для рубки мяса.
Спасибо заранее!
Саша

Re: Тесто и ножи

Date: 2011-02-21 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Саша, здравствуйте! Глупых вопросов не бывает. Бывает глупое молчание :) Раз мы тут собрались чтоб поговорить, так будем говорить!

В ранних моделях комбайнов ножи были подобны саблям, т.е. с ровным заточенным лезвием. Все современные комбайны - с зубчатым лезвием. Их не затачивают и они не тупятся. Тем более у Мажимикса, у которого гарантия на 20 лет!

При вымешивании теста в комбайне, ножи не режут тесто, а входят в него и тянут тесто за собой, т.е. совершают операцию вытягивания и складывания (наматывания пленок клейковины на себя). Именно поэтому комбайн быстрее всех на свете развивает клейковину. Потому что он не режет тесто!


Для надрезания же теста нужно тонкое лезкие, как у бритвы. При контакте с суховатым тестом на поверхности заготовки, когда лезвие его надрезает, лезвие заворачивается и в этом смысле станосится тупым (округлый край). Поэтому его прявят (выпрямляют или счищают завиток) на мусате или на карбидной точилке

Image

Re: Тесто и ножи

From: [identity profile] a-biancoenero.livejournal.com - Date: 2011-02-22 09:22 am (UTC) - Expand

Date: 2011-02-21 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] anny-key.livejournal.com
Люда, спасибо огромное!
Обязательно теперь попробую испечь хлеб с вымешиванием, все рассказано очень подробно и понятно по технологии. И отдельное спасибо за упоминание про расстойку в микроволновке, у меня дома выше 20 градусов бывает только летом.

Date: 2011-02-21 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста, Аня :)

Конечно, можно расстаивать и при комнатной Т, какая есть, просто надо будет больше времени дать тесту, чтоб подошло.

Дрожжи производят масксимальное количество газа в интервале температур 30-35С и максимально быстро размножаются при 27С. Поэтому тесто в тепле поспевает быстрее.

При температуре выше 30С тесто начинает вести себя неадекватно, с другой стороны. Поэтому лучше с теплом не перебарщивать. 30-32С - самое то.

Date: 2011-02-22 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] rohirrimka.livejournal.com
Спасибо вам большое за все ваши посты, и за этот тоже - так подробно.. вроде и пекла уже хлеб, а все равно помогает кое-что в голове устаканить.

Скажите, пожалуйста, пр выпечке в электрической духовке можно использовать режим с конвекцией? Это как-то влияет? Нужно ли при этом менять температуру (обычно, в смысле - при запекании всяких блюд, вроде, считается, что при конвекции температуру надо выставлять градусов на 20 ниже)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, я всегда пеку с конвекцией и температуру ниже не выставляю. Выставляю ту, какая задана в рецепте. Конвекция просто удерживает температуру очень точно и в печке нет холодных и горячих зон, изделия на всех полках и во всех уголках печи подрумяниваются и пропекаются одинаково хорошо.

В целом, для хлеба это - не фактор. В кондитеских изделиях да. Там точно-преточно надо задать и выдержать температуру чтобы бисквит получился , или печенье и т.п. Хлеб же при совсем точной температуре практически никогда не выпекают. Он хорошо получится и при 180С и при 200С (для примера)

Единственное что нужно учитывать - это что при выпечке с паром в первые 10-15мин выпечки конвекцию надо выключить. Это нужно чтобы духовка не пересыхала, пар не улетучивался и изделия хорошо вспухли. Такое условие относится ко все изделиям которые смазывают перед выпечкой: яйцом и т.п. Такие изделия тоже пекут первые 10мин без конвекции, чтобы они максимально вспухли, а потом можно включить конвекцию и допечь до готовности.

Date: 2011-02-24 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] rozik1965.livejournal.com
Люда, как своевременно про мокрые полотенца!Я как раз мучаюсь опять проблемами пара. У меня закралось подозрение, что при выпечки подового хлеба без надрезов(как столичный, славянский)под колпаком происходит растрескивание корочки даже при полной и пере-расстойке.Несколько раз уже натыкалась, корка как стружка от фанерки отходит.
Спасибо за чудесный хлеб и, как всегда, энциклопедический пост

хлебушек

Date: 2011-03-02 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] kimazo.livejournal.com
Люда, удивительно но на меня даже ваша статья успокаивающе действует. А сам процесс выпечки хлеба напоминает медитацию. Но у меня вопрос меркантильный, где найти смалец или кулинарный жир у нас в Канаде для антипригарной смазки.Скорее всего я его встречаю, но не знаю что ето он. Спасибо, ещё раз за труд и за ваше время и за умение и терпение.

Date: 2011-03-02 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lviza-2.livejournal.com
Людмила, СПАСИБО! У меня сразу вопрос: могу ли я дать ссылку у себя на сайте (у меня инет-магазин для пекарей и кондитеров, можно в блоге увидеть). Очень часто просят начинающие, а тут такой МК :)

Date: 2011-03-02 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, конечно. Вы только оптовикам поставляете сырье или в розницу тоже можно у вас карамельную и мальтозную патоку приобрести?

(no subject)

From: [identity profile] lviza-2.livejournal.com - Date: 2011-03-02 06:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-03-04 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] cherry-street25.livejournal.com
Люда, как замечательно и доходчиво написано, сколько секретов и нюансов, которых я не знала, спасибо! Я пекла хлеб не раз, но по-простецки: замешала-дала подняться с обминкой-испекла. А давно не дает покоя желание научится печь "по-настоящему". С такими вот нюансами и тонкостями, как вы описываете. Бог в мелочах! (И еще как-то я напугалась, что без мощного миксера тесто до настоящего развития клейковины не вымесить). А после этого поста все стало просто и не страшно. Иду месить и печь.
Давно и с удовольствием читаю оба ваши журнала, спасибо вам!

Date: 2011-03-04 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я рада, Лена. Спасибо!

На второй раз получилось!

Date: 2011-03-13 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] farraru.livejournal.com
Люда, я с отчетом!:) В прошлый выходной кинулась печь этот хлеб, но сильно отвлекалась, и технологию не выдержала, и хлеб вышел посредственный, но я не огорчилась, потому что сама виновата - и знала в чем. Так что отчитываться не стала.

А сегодня, хотя тоже не все строго сделала, он вышел!! Только у меня при формовке рулет очень длинный как-то получился, поэтому я его в итоге свернула спиралью и выпекала в крупной сковороде - и получился такой милый-милый каравай-улитка!

Если позволите, я пару вопросов задам - по следам сегодняшнего счастья?

1. Вы знаете, сегодня тесто было довольно крутым, однако сколько я его не месила, липнуть к рукам и столу оно не перестало, я даже периодически скребком снимала налипшее. Вымешивала даже 10 минут вместо предложенных вами 15. В чем может быть дело?? Или это нормально?

2. У Дана Лепарда (вы знаете такого?) прочитала, что можно совсем немножко смазывать поверхность раст маслом - чтобы тесто не липло. Он тоже говорит, что по мере развития глютена с каждым разом масла понадобится все меньше - у меня сегодня это не сработало, когда тесто вбирало в себя этот тонюсенький слой масла, оно снова начинало липнуть ко всему. Поэтому я смалодушничала и все время подмасливала. Думаю, в общей сложности ложки 2 столовых масла вполне могло вмеситься в тесто. Это плохо?

3. Сковорода объемная и я что-то не смогла придумать ёмкости, которые бы поместились рядом с ней для влажных полотенец. А ставить полотенца вниз вы сказали не стоит. Поэтому я вместо полотенец просто первое время пекла под крышкой, а потом её сняла. Это сильно меняет результат по сравнению с полотенцами?

Заранее спасибо! И вообще спасибо, я как-то увереннее себя почувствовала, когда несколько хлебов хоть как-то получились. Такой кайф!:)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я РАДА, ЮЛЯ :)

Не знаю почему тесто липло, честно говоря. Может соли забыли? или меньше положили? мука та же самая? Дрожжи какие брали? От инстантных и просроченных сухих тесто может получиться вялое и липкое.

2 ст.л. масла на 500г муки это примерно 6% от веса муки. В домашнем хлебе роли не сыграет, а в промышленном - недопустимо много. Это в в три раза больше чем в уральских и саратовских калачах, полесском, белоруском и ситном хлебе и в два раза больше количества жира в полусдобных батонах: нарезном, подмосковном и т.п. В четыре раза больше чем в хале! Для х л е б а жир в тесте, даже случайный, не характерен. Такие количества жира - в сдобном хлебе.

Если тесто липнет, давайте ему полежать, набухнуть, прежде чем за него браться, вместо вымешивания выкатывайте силиконовой скалкой на силиконовом коврике, при замесе не вмешивайте сразу всю муку, а отделяйте часть муки на подпыл.

Да, конечно, под крышкой печь - самое лучшее.

Поздравляю с успехами :)
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)

sofia

Date: 2011-04-10 07:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Люда, вчера нашла ваш блог (по ссылке из FreshLoaf где люди читают ваш блог, пользуясь Гугл транслейтор) и просто не могла оторваться. Люблю хлеб и пеку понемногу (начала с No Knead Bread)с переменным успехом. Теперь с вашей помощью надеюсь подняться на новые высоты. Спасибо за подробные инструкции и фото.

Re: sofia

Date: 2011-04-11 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Желаю успехов! Заходите :)

Re: sofia

From: [identity profile] annato.livejournal.com - Date: 2011-07-10 06:52 pm (UTC) - Expand

Re: sofia

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2011-07-10 07:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-09 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] ksanya-in-indya.livejournal.com
Люда, здравствуйте!
я первый раз пробую печь хлеб - сейчас уже поставила в форму подниматься. Скажите, если у меня тесто не тянется пленкой, это значит клейковина не образовалась? Я использовала прессованные дрожжи российского производства, все точно отмерила на весах. На стадии замеса теста добавила еще муки - где-то пару столовых ложек, так как тесто было очень липкое, иначе его не получалось растягивать. Вымешивала очень долго, минут 20-25. Потом дала тесту отдохнуть минут 10, оно сильно подошло за это время, потом снова вымешивала. Но все равно никакой пленки из теста сделать не получалось - берешь рукой, оно тянется немного, а потом рвется.
После 2 часов под холщовым полотенцем на теплой кухне недалеко от комфорки, тесто очень поднялось, но не было таким блестящим, как у вас на фотографиях. Даже была корочка, правда потом ее удалось вмешать.
Как думаете, проблема в том, что я вмешала лишнюю муку или вымешивала недостаточно сильно?

Date: 2011-06-09 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] ksanya-in-indya.livejournal.com
Извините, не представилась, меня зовут Ксения.
У вас составлена прекрасная инструкция, но, меня, видимо, одолевает масса сомнений))

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2011-06-09 02:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-06-10 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] ksanya-in-indya.livejournal.com
Спасибо, Люда. Вот ребенок уснет и буду пробовать еще.
Хлеб получился, но не было красивого разреза, надо эксперементировать с паром, корка было очень жесткой, а мякиш, мне кажется, слишком плотный.
Но главное - начало положено!
еще раз спасибо!

Date: 2011-06-10 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ксения, вы любите воздушный белый хлеб с тонкой корочкой? А у вас есть электроприборы для вымешивания теста или только руками можно?

(no subject)

From: [identity profile] ksanya-in-indya.livejournal.com - Date: 2011-06-10 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2011-06-10 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ksanya-in-indya.livejournal.com - Date: 2011-06-28 07:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2011-06-29 01:16 am (UTC) - Expand

Ура, получилось!

Date: 2011-06-20 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-is.livejournal.com
С третьей попытки. Первые две провалились, т.к. я решила попробовать его сделать с цельнозерновой мукой, которая еще оказалась и pastry flour. Ну плюс собственная невнимательность к технологии. Сегодня решила сделать последнюю и решительную попытку, замесила тесто, пару раз обмяла в процессе, скатала в рулет и, о чудо, все сработало как часы! Чудесный мякиш, тонкая корочка (но все равно хрустящая). Наверно, до вечера он не доживет:)

Re: Ура, получилось!

Date: 2011-06-20 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
УРА! Я очень-преочень рада :) Молодчина!

хвастовство :)

From: [identity profile] nick-is.livejournal.com - Date: 2011-06-20 09:28 pm (UTC) - Expand

Re: хвастовство :)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2011-06-20 09:45 pm (UTC) - Expand

Re: хвастовство :)

From: [identity profile] nick-is.livejournal.com - Date: 2011-06-20 09:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-02-12 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] mupazh.livejournal.com
Здравствуйте, Люда! Ваша статья вдохновляет ) Давно хочется попробовать испечь домашний хлеб. Начинаешь собирать информацию, а ее так много, что теряешься в ней. А у вас все в одной статье.

Скажите, как узнать надо ли мне будет обминать муку во время первой расстойки? Я посмотрела на упаковке: на 100 гр приходится 9,8 гр белка. Или надо будет посматривать за ней и в случае сильного подъема обмять?

Date: 2012-02-12 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте!

если у вас мука хлебопекарная, то да, обминайте тесто как указано в рассказе. Обминки теста помогают получить мелкую ровную пористость.

Желаю успехов!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 15th, 2026 01:02 am
Powered by Dreamwidth Studios