Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga

                         



Хорошо, мы помыли чугун и прокалили на нем  масло. А дальше что делать? Готовить в нем. А потом? суп с котом Э-э-э, помыть и высушить и убрать на полочку.  Кому интересно поподробнее, читайте.



В хорошо обработанном прокаливанием с (любым) маслом чугуне можно готовить что угодно, в том числе и печь, и варить, и жарить, и гриллировать. Даже если чугун был обработан невысыхающим маслом:  простым растительным, кулинарным жиром или салом. Единственное что сделают варка и тушение в чугуне, говорит Грег, автор замечательного блога про чугунную утварь,выпечку и приготовление в ней любой пищи, -  это что защитный слой может потускнеть. Но блеск, понятное дело, легко восстановить прокаливанием с несколькими слоями масла, если вам так сильно блеск нужен, для услады глаз.

Я помню как в детстве мой папа прочитал в журнале "Наука и Жизнь" статью, которая называлась "Четвертый секрет плова".  После того как папа прочитал статью, он научился готовить прекрасный плов в чугунном казане и всю жизнь приговаривал, хитро прищуриваясь: "А вы знаете каков четвертый секрет плова?" Потом довольно смеялся и восклицал: "Масла не жалей!"

У чугуна, как посуды самой по себе, есть свой секрет:   он любит умеренно быстрое нагревание и остывание на умеренном огне.  Чугун превосходно подрумянивает даже при жарке и выпечке на низком огне, так что сразу до бешено высоких температур с бешеной скоростью прогревать его не следует. Довести на умеренном огне до 180-200С (что займет примерно 5-8 минут, в зависимости от размеров дна и конфорки) и можно готовить  .

Если на одной и той же соковороде готовят один за другим несколько блюд/изделий, и не хотят, чтобы запахи переносились с одного продукта на другой, то поступают так

Скажем вы начинаете с мясного/рыбного. прогреваете вашу сковоролду минут 10 на умеренном огне, наливаете чайную ложку масла, размазывааете её и как только масло "заиграет", размазать его её раз и начинать на нем жарить.



к хорошо прокаленному с маслом чугуну совершенно не прилипает пища, она "скользит как по маслу" : )



поскольку чугун - металл массивный и особенно если у вас сковорода современная из массивного толстого чугуна, можно после переворачивания куска доводить его до готовности на выключенной конфорке



если первой на сковороде жарили жирную рыбу без панировки, то она будет очень сильно пахнуть рыбьим жиром. И на ней будет налет поджаристого слоя от мяса/рыбы (нагар)



Потереть сухим бумажным полотенцем, потом налить ложечку чистого растительного масла или смальца и протереть ещё раз. Чистый жир перекроет поверхность и сковородка будет очень приятно чисто пахнуть, а салфетка будет белая, чистая


Следом на сковородке можно приготовить овощи, оладьи, поставить печься в ней шарлотку или другой пирог, что угодно. После каждого блюда просто протираем салфеткой досуха горячую сковороду, наливаем чайную ложечку масла и протираем, чтоб убедиться что салфетка белая.  Ни запах ни нагар от предыдущего блюда не перенесутся на новое изделие.

После того как пищу готовить закончили, надо решить  есть ли на чугуне нагар. Если на чугуне во время выпечки, гриллирования или жарки образовался нагар, то его надо смыть. Нельзя его просто потереть с маслом/солью всухую и убирать сковородку. Со временем нагар нарастет в толстую как кора дуба коросту. Не надо.



А надо налить в горячую сковороду кружку кипятка, всыпать ложечку соды и дать постоять 2-3 минуты. Нагар отмякнет. Жир закричит караул и всплывет на поверхность воды



Хорошо потереть сеточкой для посуды или щеточкой на ручке.



Ополоснуть (чтобы смыть соду), вытереть досуха, натереть салфеткой с каплей масла и дать медленно остыть на остывающей конфорке или в теплой печи.



Таким образом, однажды прокаленный чистый  чугун будет оставаться в идеальном состоянии годами. Только поцарапанные места или после длительного тушения, варки в чугуне с поскребыванием металлическими инструментами нужно будет подбавлять слоев масла с настоящим прокаливанием в течение 2-3 часов.




Счастливого плавания!

Date: 2011-02-06 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] cher-007.livejournal.com
Спасибо за такой замечательный чугуно-ликбез!
Пойду-ка вытащу свою старую чугунную сковородку!

Date: 2011-02-06 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Алиса, поздно уже, спать пора, перинку взбить, подушечки, косы расплести. :)

А чугун и до завтра подождет. Он терпеливый. Вон веками, как Спящая Красавица, своего спасения ждет и ничего.

Date: 2011-02-06 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] cher-007.livejournal.com
Как перинку? 9 часов еще только. Суббота. В разгул пойтить...Время детское. А чугун и правда, завтра.
Люда, пекла итальянский хлеб - уже несколько раз - даже с цельнозерновой мукой - ну просто очень вкусно. Хлеб пеку несколько лет - все не могла понять почему не получается как надо.
Так что - ваш ЖЖ - один из моих любимых

Date: 2011-02-06 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
У нас полночь, Алиска. Мы на другом побережье. :)

Я очень рада что у вас хлеб получается. Это такое удовольствие и особая совершенно гордость. Как будто секреты волшебные какие-то тебе открылись, правда?

А вот теперь ещё и чугун на свет божий вытащите и вообще все встанет на свои места и будет правильно :)
(deleted comment)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Хороший вопрос!

если на гриле или чугунной плите горячие бутерброды готовили, то там наверное бумажной салфеткой с каплей масла достаточно протереть, чтоб убедиться что салфетка белая, без нагара. А если колбаски и рыбу, капли соуса нагорели, то надо поступить так:

В стакане воды растворить чайную ложечку питьевой соды. Опустить в этот раствор "полотенчик для чистки гриля", который вам не жалко предназначить раз и навсегда для этой работы. Слегка отжать, чтоб с полотенца не лилось, но оно было максимально мокрое.

Image

Уложить на весьма горячий, не раскаленный докрасна гриль (100С-150С,220-300Ф - идеально) .

Image

Пар с содой от полотенца проест нагар и тот отмякнет. Если полотенце сохнет на глазах или, наоборот, если пар не обильный, поливать полотенце по чуть-чуть кипятком или спрыскивать холодной водой из пульверизатора, чтобы оставалось мокрым хотя бы минуту - две.

конечно, есть у людей и специальные парогенераторы: для отпаривания складок на одежде, чистки от плесени в зазорах между кафельными плитками и т.п.. И такие кухни бывают. И можно от утюга паром попарить, держа его на весу над грилем. У меня нет, я старинный и примитивный способ пропаривания нагара показыаю, из подручных средств

Image

Image

Снять горячее полотенце щипцами и потереть нагар щеточкой.

Image

Потом сполоснуть под струей горячей воды, протереть чистым полотенцем досуха и смазать маслом, залезая в уголки и закоулки кисточкой из натуральной щетины. Насухо протереть излишки масла. И оставить остывать на конфорке или в теплой печке до следующего раза.

Image

Date: 2011-02-06 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] galka204.livejournal.com
Людочка, столько действительно полезных советов, данных компактно, но понятно, мало где найдёшь. Спасибо тебе огромное!

Date: 2011-02-06 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Галя, ты очень добра! Спасибо.

Date: 2011-02-06 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] ingute200.livejournal.com
Спасибо, очень полезные советы! =)

Date: 2011-02-06 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Спасибо

Date: 2011-02-06 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] irina-ctc.livejournal.com
Спасибо, у меня много посуды из чугуна (правда, за ней муж следит), читаю вас с удовольствием!

Date: 2011-02-06 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Конечно, надо знать, чем он там занимается, пока на кухне громыхает чугуном :) У вас хороший муж!

Date: 2011-02-06 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] irina-ctc.livejournal.com
Я ему передам :-)

Date: 2011-02-06 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] angered-crab.livejournal.com
Я к пляскам с прокаливанием чугуна отношусь отрицательно. Не знаю по -какой причине, но эту тему освещают кто угодно, кроме специалистов по металлам. Коррозия дело общеизвестное и достаточно изучена.
Не кому же в голову не придёт накаливать какие-то детали автомобиля , даже в снятом виде. Что происходит с острым ножом если его просто нагреть? Это я к тому, что свойства металла при нагревании, а тем более при прокаливании меняются.
Если ежедневно пользоваться чугунной посудой, то никакие обработки не нужны. Чугун — материал пористый и имеет обыкновение впитывать в себя жиры, которые попадают на его поверхность . В результате образуется защитная пленка, которая и от коррозии предохраняет и увеличивает антипригарные свойства чугуна.
При обыкновенной температуре и отсутствии влажности кислород окружающего воздуха на чугун не действует, при нагревании же он начинает окисляться. Кислород образует с железом три соединения: закись (FeO), окись (Fe2О3) и магнитную окись (Fe3O4) первая имеет свойство растворяться и изменять качество металла. При продолжительном, сильном накаливании окисление проникает вглубь чугуна, который при этом вздувается и переходит в окислы. (К примеру - долго бывшие в употреблении топочные дверцы).
В пищевой промышленности достаточно встречается чугунных поверхностей, но я пока ни разу не встречал рекомендаций по их прокаливанию. Обычно "прогоняют" в режимах которые соответствуют рабочему.

пляски с бубном

Date: 2011-02-06 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com

Ох, вы меня поймали на косноязычии. Я исправила текст статей. Спасибо!Чугун, конечно, в прокаливании не нуждается никаким боком. Качества посуды это не улучшит. Это масло прогревают на поверхности чугуна, чтоб оно полимеризовалось и высохло. Ну а чугун нагревается и остывает при этом за компанию, как при любой другой его эксплуатации на кухне - выпечке, нагреве на плите и т.п.

А по части "нужности" обработки голого чугуна... Есть тут конечно, давление со стороны покупателей. Американская фирма Lodge, например, совсем перестала продавать голую чугунную посуду, непрокаленную с маслом. Покупатели предпочитают в таком случае прокаленную посуду от других фирм, в т.ч. от китайских производителей, которые прокаливают в льняном, чтоб самим дома не мучиться с липким голым чугуном в первые дни-недели-месяцы его эксплуатации.

а с другой стороны есть такой феномен, тоже психология потребителей: им не нравится чтоб было СЛИШКОМ просто. Если им совсем все готовое на блюдечке с голубой каемочкой дать, то они тоже как-то недовольны. Это обнаружили производители сухих смесей для бисквитов. Покупателям не нравятся смеси, где надо просто воды влить в сухую смесь, перемешать и вылить тесто в форму. Им нравится, чтоб и яичко надо было вбить, и масла влить, и вымешивать 5 мин на медленной сковрости и потом 2 мин на высокой... Т.е. им нравится немного более усложненный ритуал возни на кухне даже с товаром, который можно идеально подогнать по параметру "раз и в дамках".

Наверное поэтому люди и возятся с прокаливанием масел, ковыряются в разнице между маслами, ищут себе забот на голову со старым чугуном, пытаются усовершенствовать фабричное покрытие на новом современном и т.п.

Мое дело было маленькое - проверить на собственном опыте совет из статьи в журнале. Я прочитала статью в последнем номере журнал Cook's Illustrated, взяла новый чугун, взяла старый чугун, прогнала процесс прокаливания пары разных высыхающих масел и да, поверхность чугуна становится красивая и непористая, такая же по антипригарности, как у чугуна, которым пользовались каждый день десятилетиями... и да, старый чугун можно спасти.

И да, вы правы. Можно и без всего этого обойтись распрекрасно. Е с л и чугуном пользоваться ежедневно. Вы ПРАВЫ. А я своим не пользовалась годами потом что надоело "ссать против ветра", готовить, с усилием отдирая пищу от сковороды двумя руками. И я махнула рукой, чугун в кладовке зарос ржавчиной и жуткой липкой пленкой от полуполимеризовавшегося масла на нем. За него браться не хотелось вообще, прикасаться как к прокаженному, не говоря уже о ежедневном использовании облезающего, шелудивого, липкого монстра в пятнах неуправляемой ржавчины на моей чистенькой современной кухне.
Edited Date: 2011-02-06 11:33 pm (UTC)

Date: 2011-09-10 01:51 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо, перечитывала у Вас все про чугун несколько раз. Купила сотейник и казан фирмы Ситон, обработала. Делала сырники, очень вкусно. Только проблема в моем сотейнике - масло стекает по краям и в центе его нет (дно дугой), может, нужно совсем тоненький слой масла. Думаю, что у Ситон все сотейники такие или может это брак? Или жарить надо именно в сковороде, а в сотейнике нельзя? И еще, сильно масло дымится, когда нагреваю (использую раф. подсолн.)

Date: 2011-09-10 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Жарить можно в чем угодно: в сотейнике, на сковороде, в казане. Высота стенок посуды не имеет значения. По поводу дефекта ничего не могу сказать, я с этой посудой не знакома.

У меня тоже масло, если оно совсем тонким слоем налито, при нагреве уходит в стороны от центра, хотя дно ровное. Это связано с нагревом в центре,бОльшим, чем нагрев по бокам, по периферии конфорки. Просто поворачивайте сковороду, пока масло греется, чтобы масло обливало дно повсюду. После того, как вы уложите продукт на чугун, масло будет повсюду, без проблем, потому что свободная поверхность дня, незанятая сырниками, будет совсем маленькой и масло её заполнит.

подсолнечное масло дымится при 232-237С, а это чересчур высокая Т для жарки. Т.е. вы перегреваете сковороду с маслом. Для жарки и красивой румяной корочки на мясе, рыбе, сырниках достаточно нагревать на среднем или ниже среднего огне, до Т 177С.

правильно поступить так: намазать сковороду тонким слоем масла, нагреть на огне, ниже среднего пока масло не заиграет, ну, может быть, чуть-чуть не задымится, потом вытереть сковороду от "горелого" масла бумажной салфеткой, налить свежего масла и уже на нем жарить. Так никогда не подгорает и в то же время вы будете точно знать, то масло свежее, не горелое в пищу идет.

Я измеряю Т сквороды градусником, поэтому у меня такого рода ошибок не бывает и масло негорелое и ничего не липнет и на сырниках/рыбе/котлетах всегда идеальная румяная корочка. Это у меня уже вошло в привычку, доставать градусник и дистанционно измерять Т дна сковороды пока она греется. Раньше таких градусников не было и Т чугуна определяли по другому: рябь по маслу, дымок от масла, капли воды, капнутые на чугун, с треском отскакивают вверх и другие приметы. Но инфракрасные градусники с лазерной наводкой сейчас везде продаются, так что готовить стало легче.

Date: 2014-04-27 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] spartanus.livejournal.com
Извините, а вы не могли бы дать ссылку на пример такого "инфракрасного термометра с лазерным наведением" (напр. на Амазоне)? :) Я про такие ещё не слышал.

Date: 2014-04-27 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
http://www.amazon.com/Kintrex-IRT0421-Non-Contact-Thermometer-Targeting/dp/B0017L9Q9C/ref=sr_1_4?ie=UTF8&qid=1398599980&sr=8-4&keywords=laser+thermometer

Date: 2014-04-27 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
on sale, only $16

http://www.amazon.com/Nubee®-Temperature-Non-contact-Infrared-Thermometer/dp/B00CVHIJDK/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1398600067&sr=8-1&keywords=laser+thermometer

Date: 2014-04-27 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] spartanus.livejournal.com
Ух ты, большое спасибо! Вы прямо кладезь информации. :)

Date: 2011-09-11 11:02 am (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо, за объяснение. Тренируюсь, пища имеет собственный аромат и нет привкуса масла - это очень радует. Стараюсь смазывать дно очень тонко и не сильно нагревать (привычка от прежних сковородок и плита стекло-керамическая). Осваиваю Ваши рецептики, ржаной получился очень вкусный (как начинающий, делала на дрожжах, только пузырики не очень большие (замешивать помогала хлебопечка, а пекла в чугунном казане в духовке). Хочу еще купить сковороду гриль из чугуна. Как же у Вас тут все вкусно!

Date: 2012-07-02 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] babugusha morozova (from livejournal.com)
Люда, скажите пожалуйста, а с утварью из дюралюминия тоже можно поступать по такому же принципу, т.е. отмыть, очистить от нагара и затем хорошенько прокалить с тунговым маслом? спасибо.

Date: 2012-07-02 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Дюралюминий не ржавеет и к нему ничего не пригорит, если с ним обращаться так же, как с обработанным чугуном. Так что дюралюминий нет смысла обрабатывать.

просто прогревайте металл посуды хотя бы до 350-380Ф перед тем, как налить на него масло, дать маслу прогреться и ... вперед, жарьте. Ничто совершенно не прилипнет. После использования хорошо мойте не просто мылом, а каким нибудь мелкоабразивным средством, от соды, до кремовых очистителей посуды, чтоб снимать пленку мутную от прикипевшей пищи.

Дюралюминий, как толстая сталь и как алюминий, будет совершенно нелипким, если на нем правильно готовить. Чугун же просто необходимо обрабатывать, а иначе никак.

Date: 2012-07-02 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] babugusha morozova (from livejournal.com)
Как всегда четко и ясно, спасибо за ответ.

Date: 2012-08-19 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] goroshkova.livejournal.com
Люда здравствуйте! собралась с духом и решила написать Вам, посоветоваться.(и чуть-чуть поплакаться). Я занимаюсь восстановлением старой советской чугунной сковородки. Очищала 3 суток от нагара, а затем прокаливала с льняным маслом. Всего 15 слоёв, при 250 градусах, по схеме: 1 час разогреваю, тонкий слой масла, 1 (1.5) часа нагреваю, 2 часа остужаю. После этих манипуляций сковородка выглядела потрясающе, черно-коричневая, гладкая, с почти зеркальной поверхностью. Было такое ощущение, что она покрыта лаком. Сегодня утром я устроила тест-яичница :). И сковорода моя с треском его провалила. Яйцо прилипло намертво, я дождалась когда сковорода остынет, потом замочила водой, а когда минут через 10 стала очищать тряпочкой, то вместе с белком слетел с моей сковородки и весь "напускной глянец", бесстыже оголяя серый чугун!
Вот сижу теперь и вычисляю, от чего такая неудача?
1. плохое, некачественное льняное масло?
2. 250 слишком маленькая температура?
3. мало слоев?
Люда, как Вы думаете? Может быть Вы о таком уже слышали, и так иногда бывает?
С уважением Катя.

Date: 2012-08-19 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Катя

Изредка такое бывает и это не связано с тем, что вы делали, а с тем, какой металл у сковороды. Я одновременно обрабатывала почти дюжину старых чугунных сковородок: одинаково, все вместе чистила и прокаливала, никаких вариаций. И одна из них повела себя именно так: слой слетел местами. У некоторых людей полимер как краска хлопьями отворачивается, у других , как у меня, порошкообразно обсыпается. Т.е. нет крепления полимера к металлу.

Что я сделала показано тут
http://mi-amorcito.livejournal.com/61171.html?thread=467955#t467955

http://mi-amorcito.livejournal.com/61637.html?thread=454853#t454853

Теперь это у меня самая любимая сковородка. Никогда не подводит.

А по поводу того, что яичница прилипла, это скорей всего у вас не совсем правильный процесс подготовки сковороды к жарке был. Там надо сковороду нагреть, прогреть до горячего состояния, потом масло на ней прогреть, чтоб очень горячее (заиграло и даже слегка задымилось, если подсолнечное) стало и только потом жарить на ней яичницу.

Разный чугун даже после обработки одним и тем же маслом по-разному себя ведет, я это по опыту знаю. В некоторых случаях, чтобы "научить" сковородку жарить яйцо, я прогреваю сковороду, наливаю масло (скажем, подсолнечное) и когда оно задымится, вытираю его салфеткой и наливаю свежее масло для жарки. Так 100% никогда и ничто не прилипнет. Потом постепенно сковорода станет антипригарной в традиционном смысле, как обычный старый чугун.

Date: 2012-08-19 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] goroshkova.livejournal.com
Ооо, Люда, покорнейше благодарю!я внимательно читала Ваши посты про чугун, но видимо эта информация про неудачный чугун, каким-то образом вытеснилась из сознания. А теперь, ну,держись сковородка:)
А с яйцом я так и поступила, как Вы описали, но это ничего, буду пробовать жарить пока не получиться.
А ещё, подскажите пожалуйста, у меня чугунная эмалированная сковорода-гриль, рыба к ней прилипает враз, её не надо ли так же обрабатывать маслом?
А вообще странное дело, когда я работа поваром, многие вещи происходили как бы сами собой, например я никогда не задумывалась почему у нашим сковород ничего не прилипает, или почему технология приготовления именно такая. Пытаюсь дома добиться подобного результата и меня постигает неудача. Иногда чувствую себя прям беспомощной. Спасибо Вам огромное за помощь и такие подробные ответы, мне как-то всегда неловко Вам писать, отвлекать. Я отношусь к Вам с большим уважение.

Date: 2012-08-19 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Катя, на эмаль слой полимера из высыхающего масла уже не наносят. Эмаль должна быть чистая, гладкая.

Для меня, честно говоря, загадка, почему они выпускают сковородки-гриль, с покрытием из эмали. Эмалевое покрытие предназначено для тушения и варки, не для сухого жара. Там все липнет страшно, как ты ни ухищряйся.

Ясно, что в эмалированном казане, например, можно приготовить поджарку на эмалированном дне посуды, в слое подогретого масла обжарить лук, морковь и т.п., часто помешивая. Овощи и коренья не особо липнут. Образуется, конечно, слой пищевого нагара, ароматный и поджаристый, но он потом водой/бульоном супа размывается. А вот как мясо/рыбу отдирать я не знаю.

Я так и не научилась пользоваться своей эмалированной сковородкой гриль дорогой французской марки. Использовала её только для запекания в ней курицы в духовке. Наливала слой воды до уровня ребер на дне сковороды, укладывала на эти ребра тушку курицы и так запекала. Вода испарялась потихоньку, жир стекал с курицы и накапливался в ямках между ребрами сковороды и ничего получалось, удавалось курицу отодрать без огромных потерь мяса.

Но для гриллирования как такового - никогда не получилось. Для гриллирования нужен голый чугун с нагаром от масла. Там даже тефлон не помогает, потому что его нельзя нагревать до температур гриллирования мяса/рыбы.

Date: 2012-11-09 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] zwo.livejournal.com
спасибо вам большое!
сегодня пекла блины на чугунной сковородке, которая лежала года два, а тут я наконец-то ее обработала.

у меня два вопроса. 1 - я прокаливала с льняным маслом -- и сковородка не черная, а коричневая. так и должно быть? оно потом почернеет или это масло таким и останется? (слоев 12 точно есть)
2 -- если нагара нет, как после блинов, то просто протереть с маслом (тоже высыхающим, да?) и прогреть? или помыть-намаслить-прогреть? и если мыть то как - водой или с мылом? или как? я что-то запуталась))

Date: 2012-11-09 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] zwo.livejournal.com
то есть вот надо ли убирать (и как если да) остатки невысыхающего масла, типа оливкового? или если без нагара и тонкий слой то прямо на него?

Date: 2012-11-09 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я не знаю как взаимодействует невысыхающее масло с высыхающим. Есть ли там какая-то реакция или это просто смесь получится, разбавление одного масла другим.

По крайней мере там точно будет один чисто физический эффект. Поскольку невысыхающее масло остается жидким и собирается в озерца там и сям, а высыхающее масло на его поверхности затвердеет при высыхании, у вас получится неровная мягкая и "ломкая" поверхность "эмали" на чугуне. Как наполеон, в котором твердые коржи слойки перемежаются с мягкими прослойками крема и их твердость при этом снижается от промачивания их кремом.

Image

Не получится создать один толстый прочный слой эмали/лака из сплошного высыхающего масла. А будут много тонких слоев лака, переслоенных "жидким" невысыхающим жиром - оливковым маслом, сливочным, смальцем, и т.д. с несколько неровной, бугристой поверхностью по чугуну

Эффект стягивания жидкого пищевого масла в капли и озерца, их видно под поверхностью новых слоев светлого масла сверху, над более темными и старыми каплями и разводами.
Image


в этом смысле я обеими руками за ополаскивание чугуна от кулинарного жира/кулинарного масла после готовки хотя бы простой водой с тряпочкой, или, лучше, с питьевой содой или обычным жидким моющим средством для мытья посуды, снимающим жидкое масло с поверхности посуды.

а вообще как убирать это кулинарное масло, пищевой жир - тема всей этой статьи выше. перечитайте пожалуйста, не торопясь. Там все объясняется.

Date: 2012-11-09 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] zwo.livejournal.com
да, все это уже читала, просто всегда остаются какие-то маленькие вопросы, из-за которых информация плохо воспринимается и плохо запоминается
статью прочитала, просто я, видимо, не до конца поняла, что есть нагар и что он и есть остатки масла.
в любом случае, спасибо, что вас не раздражают все эти вопросы про одно и то же и что вы все еще на них отвечаете :)

Date: 2012-11-09 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста :)

Да, конечно, сначала она светло-коричневая, потом темно-коричневая. а со временем станет черной пречерной, как сажа. Я показывала как цвет меняется по мере наращиания слоев и со временем тут:
http://mariana-aga.livejournal.com/124598.html

Нагар всегда есть, вы просто его не видите. И слой масла, на котором пищу готовили тоже есть, даже если он толщиной в одну молекулу. Так что я рекомендую всегда ополаскивать сковороду хотя бы элементарным кипятком (горячей водой из под крана тоже мождно) с тряпочкой. С содой - если явно есть аромат и следы пищи. потом высушить полотенцем и поставить на остывающую конфорку.

если вы ещё в процессе наращивания слоев высыхающего масла, то в этот момент оставить конфорку включенной на малый огонь и нанести слой масла на противополдожную от огня сторону металла. Через полчаса выключить и оставить остывать-подсыхать.

а если она у вас уже наглухо запечатана и вы довольны её внешним видом и поведением, то просто дать протертому сухим полотенцем чугуну "насквозь" высохнуть после ополаскивания и убрать. В таком случае косметические нанесения высыхающего масла нужны ну максимум раз в несколько месяцев или даже раз в год.

Date: 2012-11-09 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] zwo.livejournal.com
поняла, спасибо большое!

а вот еще последний вопрос (на сегодня последний :) - а почему в духовке их надо кверх ногами сушить? я глядела на ваши картинки, так и делала, но не знаю зачем)

Date: 2012-11-09 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Зачем вверх дном? Чтобы создать ровный и прочный слой эмали на нижней стороне сковороды. Он там должен быть особо ровный и толстый, потому что в будущем во время готовки низ сковороды будет тереться по конфорке и важно чтобы он во время запечатывания сковороды был создан максимально прочным.

Т.е. представьте себе вы покрасили кастрюлю эмалью и поставили её мокрой эмалью на решетку духовки высыхать. Там же "зебра" получится. В местах прикасания к решетке эмаль будет или тоньше слоем, выжмется под весом посуды, или её совсем не будет - краска перенесется на решетку с предмета.

Весь чугун ОБЛЕЗ

Date: 2013-03-22 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sudarshini.livejournal.com
Не знаю, как у других, а у меня из 4-х обрабатываемых изделий облезли все 4. При этом не только "потереть стальной ватой или самой мелкой шкуркой" не помогло, не помогло даже то, что сильно терли железной мочалкой, наждаком, ватой и т.п. На очистку одной только сковородки ушел полный рулон бумажных полотенец и почти пол-литра льняного масла. После этого два слоя прокаливания она держалась нормально, потом вспухла. С остальными изделиями тоже самое - вспухают и шелушатся. Так что придется обрабатывать все с нуля - с самоочистки, это займет гораздо меньше времени, чем "шкурки".

Re: Весь чугун ОБЛЕЗ

Date: 2014-02-17 08:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Может поверхность получилась слишком гладкая? И не произошло прочного сцепления металла с маслом.
From: [identity profile] neshqa.livejournal.com
Здравствуйте, не открывается предыдущий пост по ссылке в самом начале этого поста. Очень хотелось бы узнать как промыть чугун и прокаливать на нём масло. Не знаете, может быть эти посты удалились? Если доступ к ним утерян, то, может быть, посоветуете источники где можно научиться реставрировать чугун в квартирных условиях) Спасибо!

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 14th, 2026 06:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios