Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga

Закваска по самому древнему рецепту

Вплоть до 1950х годов советский пшеничный хлеб пекли на жидких пшеничных заквасках. В 1930х на них были прописаны инструкции, в 1940х, в войну и после войны просто-напросто не было прессованных дрожжей и пекли на этих заквасках. До революции их называли "дрожжи", когда они были в жидком виде и "отрубяные дрожжи", когда они были в сухом виде.

В 1950х пекарни перешли на жидкие дрожжи "из пробирки": на жидкую смесь хлебопекарных дрожжей с болгарской палочкой - бактериями Дельбрюка, потому что йогуртные бактерии позволяют получить гарантированно некислый пшеничный хлеб.  Современные ГОСТы России тоже предлагают пекарям методы приготовления пшеничного хлеба на заквасках. Теперь уже на крутых заквасках, западного типа.

Выводили пшеничную закваску издавна самым примитивным способом, которому 5000 лет в обед исполнилось. Его описывает А.Н. Андреев в книге "Домашний хлеб и сдоба:



Эта закваска позволяет печь аутентичный пшеничный хлеб и пироги по рецептам прошлого. У неё прекрасный аромат и подъемная сила. Она настолько вкусная, как сливовое повидло, что её сырую хочется есть ложками.  А самое главное - она спокойно хранится до двух лет без каких-либо освежений, потому что она хранится в сухом виде в полотняном мешочке виде комочков размером с лесной орех.

Я назвала её закваской "-5000", чтобы обозначить, что такую готовили уже 5000 лет тому назад.  Если кому-то интересно посмотреть как она выводится в картинках, то подробности ниже.


1) 200г муки и вода, замесить тесто. Оставить его подняться.

На фото смесь пшеничной крупки, пшеничной муки и ржаной муки, ложечки солода и воды, которые я замесила в тесто.

У меня в морозилке было немного размоченного и измельченного пшеничного зерна, я размешала 50г этой мороженой крупки с 50г пшеничной муки и залила 100г кипятка. Добавила 1 ч.л. белого солода и перемешала. Всыпала туда же 100г ржаной муки и замесила в комок теплого теста, что на фото выше.  Укрыла его в стаканчике и оставила это тесто "подниматься".

Напоминаю, вкратце, как развиваются микроорганизмы при скисании теста или молока

Сначала развиваются все микроорганизмы, какие есть в муке одновременно. Главным образом те, которым нравится совсем пресная (некислая и нещелочная) среда. Они выделяют много газа и они же выделяют немного кислоты.

Тесто вспухает и становится слабо кислым, часто с неприятным запахом, от гнилостных бактерий первой фазы скисания.  Эта кислость блокирует развитие гнилостной микрофлоры и начинает размножаться микрофлора закваски.

Сначала сильно размножаются молочнокислые бактерии. Тесто пахнет кефиром, позже сливово-фруктово. Оно перестает вспухать. В нем теперь есть заквсочные бактерии, не выделяющие газа, и ещё нет дрожжей.

Наконец, когда число молочнокислых бактерий закваски достигает определенного уровня, начинают размножаться дрожжи. Когда они размножатся достаточно, закваска готова для употребления в выпечке.


Итак, следовало подождать, пока тесто закваски не вспухнет, чтоб обвалять его в муке и начать "сушить" его, создавать корку на поверхности и анаэробное брожение (без доступа воздуха) внутри закваски.

В первые 12 ч при 22-24С тесто не подавало никаких признаков жизни, так что я его поставила на вторые 12ч в духовку при 40С - оптимальной температуре для бактерий заквасок. Оно обольстительно заблагоухало кислым ржаным хлебом и вспухло.


2) Обвалять вспухшее тесто закваски в муке и оставить на несколько дней.

Я обваляла тесто в муке и закопала его в муку. Оно раскрывалось трещинами несколько раз. Я присыпала трещины, и переворачивала трещиной вниз. Оно снова рвалось по новому месту сверху колобка.



Этому не было видно ни конца ни края. Так что когда колобку исполнилось двое суток (закваске - трое суток), я решила, что можно переходить к стадии перевода закваски спонтанного брожения в "дрожжи".

Закваска "-5000". Вкус кисло-сладкий, сливовый, аромат ржаной, печеного хлеба.

3) Размножение дрожжей. Проверка подъемной силы закваски.

В закваске должны быть дрожжи и много, Так много, что тесто будет ярко пахнуть спиртом и удваиваться за 20-30мин.

Я разломала колобок и смолола его с коркой в комбайне ножами в крошку. Перемешала со 150г ржаной муки, 150г пшеничных отрубей, добавила 50г патоки (у кого нет, добавить 30г простого сахара).

Влила 0.5л воды и перемешала ложкой. Полученное полужидкое тесто поставила бродить при 28-30С, чтобы в нем размножились дрожжи. Примерно через 12 часов масса уже стояла высоко, удвоившись, но ещё не пахла спиртом. В ней ещё было мало дрожжей.




В последующие 6  часов я несколько раз сильно выбивала массу ложкой и давала тесту подняться ещё и ещё раз. Выбивание теста насыщает его кислородом (благотворно для размножения дрожжей) и проветривает его от углекислого газа и спирта (они угнетают дрожжи). В конце концов, там было уже столько дрожжей, что масса удваивалась после обминки за 20-30минут.  И сильно пахла спиртом. Дрожжи!


Отруби у меня были стерильные, пищевые. Т.наз. сухой завтрак из чистых отрубей. Они слегка подслащены, что идеально для сушки заквасок затиркой отрубями, потому что при размачивании в отрубяных дрожжах (сухой закваске) будет достаточно сахара для оживления уснувших микробов и не будет никакой посторонней микрофлоры. Только дрожжи и молочнокислые бактерии самой закваски.


4) Приготовление отрубяных дрожжей. Затирка закваски отрубями и сушка. Я всыпала пакет этих отрубей в ведерко с закваской - полужидкими "дрожжами". Перемешала ложкой и высыпала на противень сушиться. Обычно этот процесс занимает около трех суток при 15-20С. Под вентилятором у меня все высохло за сутки. Готовые отрубяные дрожжи (сухая закваска для хлеба) выглядят как комочки размером с лещинный орех.



Хранить, завязав в марлю или в полотняном мешочке, в наволочке. Подвесить и так хранить. Так их хранили всегда. Так они не плесневеют и "дышат" и в них не заведутся насекомые.



Для приготовления теста порцию дрожжей замачивают в теплой воде. Скажем, если готовятся печь завтра из 1.1-5кг муки, то берут полстакана отрубяных дрожжей-сухой закваски, заливают вровень теплой водой (100г воды на полстакана сухих отрубяных дрожжей).  Через 30-60мин., как набухнут, добавляют немного муки и воды (желательно в виде остуженной до 35-37С заварки - жиденького мучного киселька из 50г муки и 200г воды), слегка подслащивают патокой, солодом или сахаром и оставляют на ночь.

За ночь микробы закваски проснутся из сухого состояния и размножатся, будут максимально активны. Утром процеживают полученные дрожжи (жидкую закваску) от отрубей и используют в рецепте теста, опарного или безопарного, хлебного или сдобы, блинов, оладий или пирогов.  Опара будет готова за 3 часа, тесто - за час-полтора.


Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-11-18 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Алексеев (from livejournal.com)
Здравствуйте !
А без ржаной муки можно , только из пшеничной в/с и отрубей ?

Date: 2016-11-19 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте!

Конечно, можно и без ржаной муки. 5000 лет назад она была на полбяной и пшеничной муке. Ржаной хлеб в Египте и Риме не ели :) Тогда не существовало и муки в.с., конечно. :) если есть более серая мука в продаже (1с, 2с, обойная пшеничная), то лучше - больше шансов для быстрого размножения в ней бактерий и диких дрожжей.

Первое тесто тогда замесите из муки пополам с отрубями и водой, ложечки сахара.

Отруби берите обычные, не сухой завтрак, а хлопьевидные "сырые". На них достаточно бактерий и клеток диких дрожжей, чтоб получилась закваска.

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Алексеев - Date: 2016-11-19 03:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-19 03:18 am (UTC) - Expand

Date: 2016-11-18 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lena535.livejournal.com
Люда, такая закваска нам тоже нужна :). Спасибо! Отруби только такие, стерильные или можно обычные? Прокалить, например, для стерильности. И сколько нужно отрубей?

Date: 2016-11-19 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Лена, она бесподобная, эта закваска. Такая же глубоко ароматная как КМКЗ, но вкуснее (кисло-сладкая как повидло) и с дрожжами.

Конечно, никаких стерильных отрубей не надо. Ни египтяне, ни римляне, ни русские хозяйки в старые времена ничего не прокаливали. Это я своего послала в магаз за отрубями и он вернулся с сухим завтраком ИЗ отрубей :) Не нашел обычных, весь магазин говорит облазил. Ну-ну.

Всего в сумме у меня ушло примерно 550-600г отрубей (они на 20% по весу состоят из сахара в этом сухом завтраке). 150г потребовалось при размачивании кислого колобка в жижу для размножения дрожжей и остальное - при затирке закваски-жидких дрожжей перед сушкой.

Date: 2016-11-18 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-ammi.livejournal.com
Люда, здравствуйте! У Вас потрясающе интересно и вкусно! И аромат теплой домашней выпечки. Читаю Вас и записываю) буду рада знакомству. Маша.

Date: 2016-11-19 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добро пожаловать, Маша. Очень рада.

Date: 2016-11-18 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] bufetum.livejournal.com
Великолепный в своей простоте способ)

Date: 2016-11-19 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, действительно! :)

Ты куда пропала, Лена? Полтора месяца молчания - очень заметно. Все в порядке?

(no subject)

From: [identity profile] bufetum.livejournal.com - Date: 2016-11-19 03:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-19 03:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bufetum.livejournal.com - Date: 2016-11-19 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-19 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bufetum.livejournal.com - Date: 2016-11-19 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-19 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bufetum.livejournal.com - Date: 2016-11-19 04:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-19 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] suspicion-of.livejournal.com
Спасибо огромное!

Date: 2016-11-19 03:18 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста :)

Date: 2016-11-19 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] nelenaa.livejournal.com
большое спасибо! читала как детектив, стараясь разобраться.))

Date: 2016-11-19 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ой, тут просто все при фараонах-то было. Замесил тесто, да закопал его в муку. В жаре египетской оно быстро забродит. Через несколько дней откопал и можно хлебное тесто на закисшей закваске замешивать, а остатки высушить, чтоб был запас на год.

Вот и вся наука :)

В Древнем Риме был вариант: в период сбора винограда и винодельческого сезона собирали забродившую мезгу и затирали отрубями. Все вместе закисало и высыхало. Тоже получался запас закваски-отрубяных дрожжей на год, до следующего урожая.

(no subject)

From: [identity profile] nelenaa.livejournal.com - Date: 2016-11-19 06:08 am (UTC) - Expand

Date: 2016-11-19 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] lana-5187.livejournal.com
Спасибо, Люда, за закваску "- 5000" ))) Я устала лелеять свою француженку ( в холодильнике ей холодно, погреба нет, барный холодильник для напитков на даче). Помню стартер ржаной был у меня, вот Ваша "-5000" ))) Что-то надо придумать для домашнего хлеба ... Старушку француженку жалкоооо... столько лет мы вместе )))
Edited Date: 2016-11-19 05:11 am (UTC)

Date: 2016-11-19 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Лана, любимой закваски надо бы засушить запасец. А иначе да, второй раз такая может и не вывестись. Я уже наученная горьким опытом. Есть много весьма уникальных заквасок, которые и выводить долго, и они отличаются каким-то боком от всех других, а вести их все время нет никакой человеческой возможности. Бывают и очень дорогие сердцу закваски. Прикипишь к ним сердцем и не отодрать, а держать в оптимальном состоянии - никак, жизнь вмешивается. Сушить - это наше все.

У меня вообще труба, я больше люблю дрожжевую выпечку, чем заквасочную. При всем разнообразии и глубине ароматов заквасочного хлеба меня не перестает поражать разнообразие, которое можно вынуть из теста с помощью самых примитивных сухих дрожжей образца 1945г. Так что я очень рано научилась сушить закваски и быстро их восстанавливать из сушеного состояния. Тогда, когда они нужны.

Сейчас я понимаю, что это наверное тема одинаковая с сушеными дрожжами. Сушеные дрожжи продолжаются в нашей семье в теме сушеных заквасок. У нас дома на свежих дрожжах и не пекли никогда. Их даже не замораживали. Свежекупленный килограммовый кирпич прессованных немедленно крошили и сушили на газетке.

(no subject)

From: [identity profile] lana-5187.livejournal.com - Date: 2016-11-19 01:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-19 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] registrr.livejournal.com
Здравствуйте, Люда!

Я коротко. Ах!

Date: 2016-11-19 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Сергей!

Я вас и Терновского вспоминала. С вашей подачи и с вашей помощью мы познакомились с КМКЗ и потом с закваской Шалухова.

В этой старинной такой же феноменальный букет, но она и дрожжевая, и примерно такая же вкусная кисло-сладкая, как шалуховская, затертая ячменным экструдатом.

Интересно все это - жуть!

(no subject)

From: [identity profile] registrr.livejournal.com - Date: 2016-11-19 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-19 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] registrr.livejournal.com - Date: 2016-11-19 03:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-19 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Просто фантастика, что можно получить из муки и воды...:)
А мне так понравились дрожжи из виноградной бражки, что я теперь с ними экспериментирую и тебя с благодарностью вспоминаю...

Date: 2016-11-19 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Согласна, Василиса :) Чистой воды алхимия!

Date: 2016-11-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] chu-chu-ndr.livejournal.com
Ой как все просто! А я-то переживал: как закваску выводит долго и хранить непросто... Сложно подгадать к желанию выпечь хлеб.
Спасибо за такой прекрасный подарок! Подробность и структурированность изложения изумительные. Вам бы учебники писать, с таким стилем.
Снимаю шляпу и полон благодарности! Потащил в избранное.

Date: 2016-11-19 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ага! Если знакомиться с современными методами, особенно от знаменитых пекарей, то голова идет кругом. Нереально просто, такое разнообразие, что сочетать нормальную жизнь с домашним хлебом не получается. Для них-то это профессия, а для нас часто даже не хоби. Для нас это еда. Хлеб, которого не купишь.

Я впервые поняла до чего же это может быть просто, когда начала печь хлеб по Молоховец и дальше вглубь веков. Люди всегда были заняты и хлеб всегда пекли. И всегда это было морокой и тяжелым времяемким занятием.

В современных условиях уже не надо несколько часов на прогрев большой печи перед выпечкой, не надо пилить и колоть дрова, закупать машину угля для печи. И тесто помогают месить приборы. А все остальное не поддается модернизации и старые методы не сдают своих позиций как самые удобные и дающие самый вкусный хлеб :)

Date: 2016-11-19 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] kirsna.livejournal.com
Спасибо за интересную статью. Как 5 лет назад вывела молочно-кислую закваску, так на ней все время и пеку хлебущек. Хлеб обычный - серенький, только каждый раз меняю количество муки - то больше пшеничной, то больше ржаной, то на экологической муке, то с отрубями. Каждый раз получается разный вкус. Замешиваю и пеку хлеб уже на автомате. Вот ваша статья меня соблазнила испытать ваш метод. Иду замешивать тесто.

Date: 2016-11-19 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
У нас тоже серый - любимый. Совсем черный и совсем белый - лакомство. А серый - хлеб :)

Удачи!

Date: 2016-11-19 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] glikkeria.livejournal.com
Удивительно, Люда! Всегда поражает ваше умение из пары скупых общих фраз первоисточника вывести подробный технологический процесс!
Теперь повторить совсем не сложно будет.

Date: 2016-11-19 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Христина, привет! Если соберетесь её приготовить, удачи!

Закваска-американка намного более гарантированно даст результат за те же трое-четверо суток, но она другая по аромату.

Закваска-американка даст советский и позднесоветский по аромату хлеб, "хлеб, который мы потеряли", так сказать, и живо помним. А "закваска -5000" дает старинный русский и раннесоветский.

Date: 2016-11-19 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] temirgal.livejournal.com
Спасибо за рецепт!
Пожалуй пора открывать Институт Людмилы по аналогии с Институтом Ватине :)

Кстати, раз уж тут речь в комментариях зашла о Молоховец, подскажите Люда, есть ли у вас соответствие ее мер и весов нашим привычным граммам.
А то приходится тяжко с ее стаканами муки и воды, а также золотниками дрожжей. Тем более, что недостаточно просто пересчитать дрожжи и мука по весам, там еще и по качеству дрожжей, влагоемкости муки надо поправки вносить.
(пытаюсь испечь "Блины самые лучшие")
Edited Date: 2016-11-19 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Не за что.

Меня в основном интересует Молоховец архангельско-курского периода, 1850х-1860х, её первое-второе издание, ибо оно отражает русскую провинциальную кухню перволй половины 19в, народную, не столичную французскую. В нем нет рецепта "блинов самых лучших". Я ранним изданием много занималась и в том числе мерками.

Интересующий вас рецепт гречневых блинов - уже из позднего петербургского периода жизни Молоховец, из питерской кухни двадцатого века. Он есть в издании 1901г, №1658, стр 524. Таблица мер и веса - на стр 5-6. Есть в библиотеке Руниверс.

В нем

ОСНОВА
410г гречневой муки 15% влажности
205г муки в.с. 15% влажности
12-24г сухих дрожжей ...не знаю что это означало в самом начале 20 века в Питере, надо искать в литературе. Современных прессованных нужно 25г на такое количество муки и на такой способ приготовления теста. Это 7 г инстантных или сухих активных дрожжей.
0.5ч.л. соли (5г)

СДОБА
0.5 ч.л. сахара (5г) , в современную муку 10 сахара в опару и 30г - втесто
3 яйца (66г желтков, 63г белков)
50г топленого масла (или 60г сливочного в растопл. виде)

ЖИДКОСТЬ
400г молока 4% жирности
вода или сыворотка 650-700г или больше, по влагоемкости муки, до получения довольно густого теста, консистенции сметаны.

При 32-35С приготовление опары и теста займет примерно 4ч, при 22-24С - 6 часов. 2.5ч на опару, 0.5ч на остывание после вливания горячего молока (Т молока 60-70С), 1ч на подъем теста с сахаром, солью, желтками и маслом.

Блины толстые, 5мм толщиной и толще, диаметром от 5см до примерно 10-12см (печь на сковородах диаметром примерно 15см или в чугунных блинных сковородках с выемками для наливания в них теста), как современные американские блины - панкейки.




Закваска "-5000"

Date: 2016-11-19 09:23 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Здравствуйте Люда,

в книге "Домашний хлеб и сдоба" есть рецепт № 120

"Хлеб из смеси пшеничной и ржаной муки.

Незнаю, как подступиться к этому рецепту".

При какой температуре тесто выбраживать лучше ?

Там написано 30 гр дрожжей-это же свежие прессованные.

Сколько активных сухих дрожжей взять : 14,1 или 17,1 гр?

Если Вам нетрудно,то помогите советом пожалуйста.
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте. Я ещё не пекла этот хлеб, так что мое прочтение рецепта ничем не лучше вашего :)

Вот, что я заметила при чтении этого рецептав контексте главы про хлеб и всей книги в целом...

Нужна ржаная мука г р у б о г о помола, на ощупь как манка с хлопьями отрубей, такой грубости помола (пумперникельная мука pumpernickel meal в США, "темная" ржаная в Канаде).

http://www.bobsredmill.com/organic-pumpernickel-dark-rye-meal.html

Мука пшеничная в рецепте имеется в виду цельнозерновая или хотя бы обойная. Хлеб будет достаточно плотный и черный, из "густого теста".

В тесто нужно будет добавить е щ ё 1-2 ст.л. сахара, патоки или концентрата кваса (правка муки на сахар).

Соли примерно 5г (1 ч.л. без верха).


30г прессованных или взять 12г сухих, смешать с ложкой муки, размочить в 1/4 стак воды 40С в течение 15-30мин, дальше все по рецепту.

Выбраживать при температуре теста 32-35С.

Месить минимум 20мин при замесе с солью и потом ещё минут 10-15 при собственно вымешивании теста после набухания его в течение 30мин.

После того, как придадите хлебу круглую форму, дайте ему минимум 15мин покоя, слегка разметьте корку ножом, только потом сажайте в печь.

Выпечка на горячем поду - керамическом или стальном прогретом до 200С.

Если печь этот хлеб в форме, то следует дать тесту в форме расстойку, пока не остановится, не перестанет расти в форме и потом сажать в печь с температурой 240С, печь до готовности при 200С.

Желаю успехов!


Закваска "-5000"

Date: 2016-11-19 11:37 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У меня есть в наличии мука грубая HODGSON MILL FLOUR RYE

https://www.amazon.com/HODGSON-MILL-FLOUR-RYE-LB/dp/B00KO3C77M/ref=sr_1_11_s_it?s=grocery&ie=UTF8&qid=1479598301&sr=1-11&keywords=rye%2Bflour&th=1

и 100% Whole Grain Whole Wheat Flour King Arthur

Попробую приготовить.
Потом напишу как получилось.

Спасибо за советы!!!

Hogson Mill's coarsely milled whole rye flour

Date: 2016-11-20 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Exactly what's needed. Godspeed!

SOS

Date: 2016-11-20 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] moyugolok.livejournal.com
Людочка, привет.
Спасай!!!
Уже пошла ставить тесто, и ничего не могу понять с кол-вом воды.
1,5 стакана это 375 гр.
Половина это 187, а еще половина на опару это 94 гр.
А ты пишешь 200 и 210 гр???

Re: SOS

Date: 2016-11-20 03:57 am (UTC)
From: [identity profile] moyugolok.livejournal.com
Это я про кислое тесто.

Date: 2016-11-20 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] tanagold.livejournal.com
Люда, здравствуйте. С большой радостью всегда читаю ваши посты, всегда-всегда :)) Благодарю за всё, чем вы делитесь с нами. Хочу поставить такую заквасочку, давно что-то ничего нового не выводила. Обнимаю :)

Date: 2016-11-20 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добрый день, Таня! Очень вам рада. Вы давненько ничего не писали, а жаль. Вы у меня из любимых... Все-таки вы из Томска :) Родной человек :)

Date: 2016-11-20 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lena535.livejournal.com
Привет, Люда. Стоит колобок, жду, когда треснет. Только не могу сказать, что суточное тесто пахло обольстительно :). Как у тебя так получилось? :)

Date: 2016-11-20 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Привет, Лена!

У меня же заварена была половина муки с крупкой (вся пшеничная компонента в колобке) и я выдержала 12ч при 40С, а это практически КМКЗ на осахаренной заварке получается. Аромат был сильный - печеного ржаного хлеба, и даже сухой препарат так пахнет. А колобок при растрескивании ничем не пах.

Нормальным (без заварки и выдерживания при 40С) был бы запах вспухшего теста как в нужнике после посетителя с поносом. Скорее неприятный.

Ты колобок закатала в муку уже после того, как тесто заметно вспухло ? Это необязательно сутки занимает. Может быстрее, может больше времени взять.

(no subject)

From: [identity profile] lena535.livejournal.com - Date: 2016-11-20 04:39 pm (UTC) - Expand

Как это было :)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-20 05:01 pm (UTC) - Expand

Re: Как это было :)

From: [identity profile] lena535.livejournal.com - Date: 2016-11-20 05:18 pm (UTC) - Expand

Re: Как это было :)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2016-11-20 05:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-20 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] marina-svet.livejournal.com
Здравствуйте.Скажите пожалуйста, а можно как -то сделать закваску для безглютенового хлеба?Ребенок с целиакией и непереносимостью лактозы, а безглютеновые дрожжи пропали в магазинах.Дите просит хлеба бабушкиного и пирожков, а как без дрожжей? ( Может вы поможете нашей беде ?

Date: 2016-11-20 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте!

Можно купить готовую закваску такого рода, в том числе в Латвии

http://www.mukomolka.ru/xoshop/sekowa-mais.html

В Германии

http://www.sekowa.de/shop/sekowa-mais-spezial-backferment-glutenfrei/

В Москве
http://www.hlebomoli.ru/collection/zakvaski-i-drozhzhi/product/Bio-Ferment-dlya-vypechki-Sekowa-bez-glyutena

Или вывести обычную на ржаной муке и перевести на кукурузную-гречневую-гороховую муку серией из нескольких освежений. Там останется настолько мало исходной муки, что будет ниже порога чувствительности целиакии и в конце концов она станет подлинно безглютеновой.

Я полагаю, что и выводить с нуля можно и на безглютеновых видах муки и даже совсем без муки, просто воду с изюмом поставить на 7-10 суток и потом на этой воде развести на безглютеновой муке закваску. Но у меня нет опыта выпечки с такими заквасками и из безглютеновой муки и ссылок на кого-то кто это делал.

Как приготовить закваску на изюмной воде (на примере пшеничной муки) показано тут
http://vasena-vasilisa.livejournal.com/56392.html



Вам просто напросто нужно будет взять безглютеновую муку и сделать то же самое.

(no subject)

From: [identity profile] marina-svet.livejournal.com - Date: 2016-11-21 11:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-21 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] iz-za-pechki.livejournal.com
Добрый день, Людмила! Прочёл, как всегда, с великим удовольствием. Хотя не могу не отметить, что касательно рецепта Андреева гложут меня большие сомнения. Я так понимаю, ссылок на источник рецепта он не даёт. И вряд ли может дать, ибо даже самый известный исследователь античного хлеба S.Delwen и тот дальше 3000 лет не замахивался. Еще у E.Wood есть замечательная книга, описывающая его опыт реконструкции древнеегипетского хлеба. Если ещё не руки не доходили, прочтите, читается как захватывающий детектив. ))

Date: 2016-11-21 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добрый день! :)

Мне кажется, что к Андрееву всегда можно лично обратиться, спросить откуда у него такие цифры в публикациях. Он продолжает работать, и как профессор в институте, и как консультант в Лесафр (дрожжи САФ, проект САФ-НЕВА), много научиных статей публикует, каждая из них - с большим практическоим потенциалом. Одна статья по активации дрожжей в гречневой муке чего стоит!

Конкретно этот рецепт закваски он (надеюсь) проверял сам. Во всяком случае, у Сарычева в книге о ржаном хлебе из 1950х тот же самый рецепт: замесить комок теста и оставить на несколько дней. Будет закваска. Лучше, если это тесто регулярно в процессе закисания освежать.

Самюэль Делвен пишет о заквасочном хлебе с историей в 10 тыс лет и самых древних на 2010й год образцах заквасочного хлеба, обнаруженных в раскопках с возрастом в 6 тыс лет. Стр 6 тут
http://www.ancientgrains.org/samuel_fermented_2010.pdf

У Эда Вуда исключительная коллекция заквасок, в том числе ближневосточных со вкусами и ароматами настолько изысканными, что таких больше нигде и не встретишь. Я их буквально все у него перепробовала. Они того стоят. Но хлеб сам он печет невкусный, понятия о культуре хлебопечения у него нет, каким-то птичьим языком хлеб описывает, обычных слов вроде опара, расстойка изделий перед выпечкой и т.п. не знает. А во время опыта реконструкции древнеегипетского хлеба он чуть им не потравил всех участников экспедиции. У меня есть его книги и копия журнала Нэшнл Джиографик, со статьей про этот эксперимент.

В настоящий момент даже сама концепция агрикультуры, её истории в истории человечества и в эволюции трав-злаков пересматривается в корне. Я все лето занималась ботаникой от нечего делать и обнаружила, что ботаника далеко ушла с тех пор, как мы её изучали в школе, в п я т о м (!) классе :))) Сейчас это совсем другая наука. Так что представления о древности кислого хлеба и заквасок у меня более-менее есть. Они намного древнее и 10 тыс лет. Н а м н о г о

https://books.google.ca/books?id=ljwTDAAAQBAJ&dq=People,+Plants+and+Genes:+The+Story+of+Crops+and+Humanity&source=gbs_navlinks_s

Андреев писал книгу для домохозяек и домохозяев, так сказать. Равно как и Кенгис и Мархель в 1950х, он не счел нужным писать откуда был рецепт, из какого норматива, откуда сведения, даже откуда стырены иллюстрации. В 1992-1993м не церемонились с такими вещами, как авторские права в рубликациях. Важно было выжить, копейку заработать. Те, кто много читает на эту тему, знают откуда рецепты. Даже по названиям видно, они не изменены. Там и содержание и текст не изменены радикально, только количества все современные, не гривенки и не фунты с золотниками прошлого и не сотни килограмм муки, как в "350 сортах" и других ГОСТах, а обычные стаканы, иногда килограмм муки, граммы дрожжей, в т.ч. современных сухих.

Меня восхищает, что вы так много читаете, в том числе англоязычных источников. Не говоря уже о том, насколько глубоко вы знаете отечественную литературу (это я о том, как вы сравнили современную книгу по истории нашей кухни с первоисточниками в одной из ваших статей в жж:). Построчно! Сэр, вы - уникум!

Edited Date: 2016-11-21 04:35 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] iz-za-pechki.livejournal.com - Date: 2016-11-22 12:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-11-28 03:31 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо , Люда ! Когда я была маленькой дрожжи такие делала моя тетушка . Хлебы у нее были невероятные , вкуснее не ела ничего . Помню ''среднюю,, комнату с печкой и адский запах спирта , когда эти дрожжи сушились . в эти дни я в гости к ней не ходила ))

Date: 2016-11-28 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Не за что. Наше детство всегда с нами. И я помню бабушкины и тетушкины домашние дрожжи, сушеные комочки и их невероятные хлебы. И среднюю комнату с печкой помню :)))

закваска 5000

Date: 2017-05-27 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] ekhleb.livejournal.com
Доброго дня! Я очень захотела вывести такую закваску. Прошли сутки и колобок забродил. Переложила его в муку пшеничную 1 сорта, но мне кажется по фото у вас ржаная. Это принципиально? Могу заменить муку.

Re: закваска 5000

Date: 2017-05-27 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добрый день!

На моем фото колобок закопан в обойную пшеничную муку. Но вообще не имеет значения в какую - какого злака или какого помола. Главное - чтоб образовалась сухая мучная корка по поверхности колобка. Так что ваш может лежать в мешке с мукой 1с.

Желаю успехов!

Re: закваска 5000

From: [identity profile] ekhleb.livejournal.com - Date: 2017-05-27 02:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-06-10 02:02 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Здравствуйте, Люда! Подскажите, пожалуйста, по какой причине может не получаться закваска? Ржаная закваска совсем не выводится. Менялась мука и вода. Несколько производителей муки. Закваска, в конечном итоге не имеет приятного запаха, не розовеет со временем. Просто растет, но совершенно не пахнет. Нет не ароматного запаха цветов, ни аромата фруктов, или какого-либо другого сложного запаха. Она просто кислая. Рецептура выведения - обычная. Пробовали выводить и по Ватине. С чем может бы связана такая проблема? Спасибо. Вода использовалась и кипяченная и бутилированная. И покупная и своя.

Date: 2018-06-10 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте! Никто не знает почему закваски иногда не выводятся. Или почему они в один прекрасный день портятся. Закваска получается по одной причине (соблюдение рецепта), а не получается по тысяче самых разных причин: нарушение рецепта, что-то не так с ингредиентами и т.п.

По своему опыту я пришла к выводу, что самый главный фактор (у меня лично) - вода. Что-то она содержит, что губит мне закваски: не то микроскопические водоросли, не то вирусы, которые угнетают микробы закваски, не то "химию" какую-то, к которой они чувствительны.

Я теперь всегда беру дистиллированную воду для выведения и потом ведения заквасок. В такой воде никого и ничего кроме воды нет! :) На ней у меня закваски всегда выводятся и никогда не портятся (не утрачивают аромата).

Дистиллированная вода у нас всегда есть в любых магазинах и аптеках в бутылях по 4л и очень дешево, так что выведение и ведение заквасок мне ничего дополнительно не стоит. А когда я использую закваску на приготовление хлеба, то для полуфабрикатов хлеба (опара на закваске, тесто на закваске) беру обычную воду из-под крана.

У вас никогда не было своей закваски? Вы впервые пытаетесь вывести свою? Совсем новичкам легче купить готовую закваску или попросить у кого-нибудь, или же приготовить закваску так, как это делали пекари до войны: из магазинного (печеного) хлеба или из муки с дрожжами.

Попробуйте вот эти рецепты

Закваска из печеного хлеба

из ржаного
http://conciertobarocco.blogspot.com/2014/08/made-from-bread-sourdough-starter.html

из белой булочки
https://mariana-aga.livejournal.com/251418.html

Закваска из муки с дрожжами
http://conciertobarocco.blogspot.com/2014/10/anstellsauer-fur-anfrischsauer.html

Желаю успехов!

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2018-06-17 04:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2018-06-17 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2018-06-22 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2018-06-22 08:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-17 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] laposhka7.livejournal.com
Спасибо,Люда,и за рецепт и за рассказ!Я на несколько минут вернулась в детство! Я читала и вспоминала, что у бабушки были такие дрожжи. И спиртовые она всегда раскрашивала и сушила. Но они были не часто. И из хлеба она делала закваску и хлеб пекла. Жаль, что не рассказывала ничего об этом. Теперь сама учусь)))

Date: 2023-03-29 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] nurknurk.livejournal.com

Добрый день,вывела закваску по вашему рецепту,засушила,теперь хотелось бы уточнить пропорции восстановления: вы пишите на 1-1,5кг муки или на 1-5кг муки? Полстакана дрожжей,это сколько по весу? Стаканы разные,боюсь переложить.
В рецепте про сухие хмелевые дрожжи вы пишите взять 5% от муки в хлебе,можно ли тут пользоваться этой пропорцией?

Date: 2023-03-29 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Можно и на 1 кг и на 5 кг, в тексте должно быть " на 1-1.5кг", извиняюсь за пунктуацию.

Вес сушеных дрожжей, затертых отрубями или сухим завтраком такой же, как у отрубей или сухого завтрака. Стакан в рецептах можно считать за 250мл. Если у вас есть мерный стакан, отмерьте 250мл и взвесьте и увидите, сколько весят ваши сушеные дрожжи.

Сухой завтрак, как на фото в статье, весит 35г на стакан, а простые пшеничные отруби - 55г на стакан, так что в затертом с закваской виде будет небольшой разброс в значениях, вы сами посмотрите, в вашем конкретном случае что это будет за вес 125мл вашей сухой закваски. В данном случае это не очень принципиально, ибо это домашнее хлебопечение, и закваски домашние все варьируют по качеству и подьемной силе.

Вы можете брать сколько вам угодно от веса муки в хлебе, если у вас есть рецепт под такое количество закваски, то есть метод приготовления хлебного теста на 5% дрожжей или на 5% закваски и т.д.

В отличие от соды, где тесту не нужно время, тесто на соде замешивают и тут же используют, в тесте на заквасках и дрожжах обычно есть время брожения и оно сильно зависит от % закваски ли дрожжей в рецепте и от вида дрожжей или закваски. Бывают дрожжи медленные, а бывают быстрые (сильно газующие) и закваски бывают очень медленные и очень быстрые. Мы не знаем, что вы вывели, насколько быстро ваша закваска закисляет тесто и насколько быстро в ней газуют дрожжи.

Так что после того, как вы приготовите закваску и научитесь ее сушить и восстанавливать, следующий шаг - найти рецепт хлеба на закваске, или блинов на закваске или кваса на закваске и т.д. и учиться с вашей закваской печь.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 13th, 2026 10:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios