Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga

Французские изделия и методы хорошо укрепились у нас в работе и с тестом и молоком. Наши люди со времен нашествия Наполеона в начале 19 века и по сей день едят французские булки с французским (пастеризованным, от Луи Пастера) молоком! Вкусно. Классика общепита. Для домашнего питания было бы характерно что-то более родное и национальное: кипяченое или топленое натуральное молоко с черным хлебом или простокваша-варенец с черными сухарями как суп (тюря, окрошка) или десерт (с сахаром).

Для кислого молока и кислого теста, его сквашивают или бактериями с дрожжами (кефир, ржаной хлеб). Или только бактериями (простокваша, ряженка, афидофилин, чисто бактериальный хлеб и лепешки в США и Индии, на клостридиуме).


Все молочнокислые бактерии делят на мезофилов и термофилов.



Мезофильные бактерии лучше всего размножаются в молоке и тесте при 30-33С. Их используют для сквашивания молока и теста при 20-40С. Молоко сквашивают две мезофильные бактерии: лактокок и лейконосток. Тесто чаще сквашивают мезофильными бактериями Л. плантарум и Л. бревис.


У лактокока несколько подвидов, что позволяет иметь огромное мировое разнообразие кисломолочных продуктов и сыров с дырками и без дырок, хотя все это сброжено одной и той же бактерией, некоторые подвиды которой способны выделять сливочные ароматы и углекислый газ.

Лактококк - самая главная в мире бактерия для молока и сыра.

Его подвиды выглядят одинаково, но у них немного разный обмен веществ:

- молочный лактокок (subsp. lactis, растет при 10-40C)
- сливочный лактокок (subsp. cremoris, растет при 10C)
- ароматный лактокок, штамм diacetylactis (молочно-диацетиловый). Если добавить в молоко или тесто лимонной кислоты, то он будет выделять яркий аромат сметаны.

В литературе до 1985г молочный лактокок назывался молочным стрептококком.

У лейконостока тоже есть несколько подвидов, способных выделять слизи, для однородно-кремовых и тягучих текстур кисломолочных напитков и сыров. Сам лейконосток молочной кислоты практически не выделяет - это слабенькая молочнокислая бактерия и она дает некислые молочнокислые напитки. Это самая главная бактерия в плесневых сырах вроде рокфора и стилтона. Благодаря ей, газу от лейконостока,  в сыре образуются кратеры и туннели, по которым растет плесень.
Лейконосток - главный источник газа в кисломолочке и дырок в сыре.

- молочный лейконосток (leuconostoc lactis, растет при 10C)
- сливочный лейконосток (leuconostoc mesenteroides subsps cremoris,10C)

Термофильные бактерии лучше всего размножаются при 40-45С и используются в методах брожения теста и молока при 30-50С. Самыми главными термофильными бактериями в молоке и тесте являются бактерии дельбрюка и термофильный стрептокок.

- Молочная палочка Lactobacillus delbruekii supsp. lactis (растет при 40-45C)
- Болгарская палочка Lactobacillus delbrutkii, subsp bulgaricus (растет при 42С и выше, прекращает производить кислоту при 30С)
- Термофильный стрептокок Streptococcus thermophilus (растет при 45C и выше).
Термофильный стрептококк - важнейшая бактерия в "горячих" простоквашах и сырах, а также во множестве "холодных", в том числе, в  кефире и в современных заквасках для хлеба. Без него не было бы  ни сыра моццарелла, ни вездесущего йогурта.

Бактерия Дельбрюка, она же - болгарская палочка, известная в России с 1930х как важнейший компонент жидких дрожжей (пшеничных заквасок) для хлеба, которые заменили старинные хмелевые закваски неустойчивого качества - домашние дрожжи и впервые начали производиться в Ростове-на-Дону. Бактерия Дельбрюка - важнейший и отличительный ингредиент мечниковской простокваши, йогурта, а также современной ГОСТовской закваски "ячменная -2.





Бифидобактерии и ацидофильные бактерии добавляются в молоко и тесто насильно, так что я это не рассматриваю. Их применяют в связи с широким применением антибиотиков в медицине. Их использование дает возможность восстановить нормальную микрофлору кишечника, угнетаемую антибиотиками. Мы уже обсуждали, что для хорошего дерьма в кишечнике надо кисломолочку пить, надо отруби в пище постоянно подавать, ибо бактерии не задержатся в кишечнике, если там нет отрубей. По этой причине русская кулинарная традиция подавать простоквашу с сухарями из черного хлеба великолепна. Пробиотики меня не интересуют.

Закваски для молока

В "Подарке молодой хозяйке" 1861г Е.И Молоховец рекомендует заквашивать молоко сметаной. Пока Елена Ивановна писала и публиковала книгу, Луи Пастер открыл молочнокислое брожение и его возбудителя - молочнокислые бактерии. Вплоть конца 19 века закваски на числых культурах не производились. Заквашивали молоко и сливки тем, что уже было скисшего: скисшим молоком (простоквашей), скисшей пахтой из под сливочного масла, кислыми сливками (сметаной).

В России закваски впервые внедрил в маслодельную промышленность С. А. Северин (1898) — директор Московской бактериолого-агрономической станции. Им же были разработаны способы получения сухих заквасок.

Сначала закваска состояла только из одного вида Lac. lactis, поэтому она не обеспечивала полноты вкусового букета, которым обладает высокосортное кислосливочное масло. После 1919 г. в состав заквасок начали вводить ароматообразующие стрептококки Leu. dextranicum и Leu. cremoris. В 1935 г. был выделен ароматобразующий молочнокислый стрептококк – Lac. diacetylactis, который сообщал закваске выраженный запах. В настоящее время эти микроорганизмы входят в состав заквасок для масла, кисломолочных продуктов и сыров. Источник


В Москве заквасками активно пользовались владельцы Московского молокозавода братья Бландовы.


Их латунный гнет для сыра давал отпечаток на сыре.




Они продавали и пастеризованное молоко. Очень прогрессивно!



Сливки в России продавали чуть не со времен крепостного права, когда Молоховец писала книгу "Подарок молодым хозяйкам" в 1860х.



О продаже молока в советское время советую почитать воспоминания бывшего грузчика "Мы" и "они". Даже молоденький грузчик в молочном магазине ощущал себя по другую сторону от народа. Лучше народа. Могущественнее. Потому что он нес молоко, в очереди за которым стоял народ. Молоко и покупка "молочки" занимали большое место в повседневном питании и "шопинге". Я лично не помню, чтоб мы пили воду, ни из-под крана ни вообще. Мы пили компоты, чай и очень много молока, по 4 литра в день на семью из 4 чел улетало. И это не считая баночки сметаны литровой и кефира, а как же. И худые были как жерди, мы спортом занимались, все сгорало.

Мезофильные молочнокислые стрептококки лактококки: Lac.lactis, Lac. cremoris, Lac.diacetylactis, Leu.cremoris,  Leu.dextranicum (образует слизи). Нужны для приготовления творога, сметаны, простокваши, кислосливочного масла, сыров

Термофильные молочнокислые бактерии: Str.thermophilus, Lbm. bulgaricum, Lbm.acidophilum, Lbm.helvtticum, Lbm.lactis. Нужны для приготовления Мечниковской и южной простокваши, гуцульской гуслянки и болгарского йогурта, украинской ряженки, русского варенца, ацидофилина, крупных твердых сыров.
Термофильный стрептокок такой хорошенький.

Смешанные бактериально-дрожжевые закваски: Lac.lactis, Lbm.buchnеri, Lbm. brevis, Lbm.bulgaricum, Lbm.acidophilum, дрожжи Saccharomyces lactis и рода Torulopsis, уксуснокислые бактерии. Для приготовления кефира и кумыса.
Два вида закваски для кефира - сухая в пакетиках из большого числа разнообразных бактерий и дрожжей, на холоде хранится до 2 лет и дольше.  И "живая" мокрая закваска для кефира в виде кефирных зерен, которые все время держать в обезжиренном молоке при 18-22С (1:20 по весу), меняя молоко раз в сутки. Можно держать в холодильнике в обезжиренном молоке или стерильной сыворотке при 8-10С, меняя молоко раз в 10 дней.  Зерна можно сушить и дома, на более длительные сроки хранения (3 месяца при 8С), но тогда есть высокий риск потерять в них дрожжи. Проблема с кефирными зернами - в неустойчивости дрожжей в них. Хороший кефир газует, островат и хмелит от примеси спирта, от дрожжевого брожения.
Молодой (суточный) кефир содержит лишь следы спирта, поэтому не вызывает никаких явлений раздражения слизистых оболочек кишечника и производит слегка послабляющее действие. Послабляющее действие кефира через 2 дня теряется, после чего кефир оказывает несколько крепящее действие на кишечник и применяется как диетический продукт для укрепления и поднятия сил.


Если зерна испортились, то обычно в них пропали дрожжи, будет не кефир, а нечто странное, кисломолочное, но без кефирной изюминки.  Дрожжи в кефирной закваске - в зернах - можно восстановить, подселить в марицу кефирных зерен, подержав зерна в кефире, приготовленном на порошке из пакетика.

 За рубежом закваски, состоящие из мезофильных молочнокислых стрептококков, делят на 5 групп: так называемые нулевые (0), L, D, LD и ароматические закваски.

Нулевые закваски содержат только Lac. lactis и Lac.cremoris или штаммы одного из этих видов. Селекция штаммов этих заквасок направлена на активное кислотообразование и минимальное газообразование.

Закваски L состоят из нулевых заквасок, а также лейконосток - Leu. cremoris. Наряду с молочной кислотой закваска вырабатывает ароматические вещества со сливочным запахом: диацетил, ацетоин, летучие кислоты и CO.

В заквасках D кроме представителей нулевой закваски содержится Lac. diacetylactis. Эти закваски производят диацетил и ацетоин в большом количестве, в них более интенсивно образуется СО.

Закваски LD состоят из молочнокислых стрептококков, входящих в состав нулевых заквасок, а также Leu. cremoris и Lac. diacetylactis. В этих заквасках прослеживается тенденция Lac. diacetilactis доминировать над другими микроорганизмами.

Так называемые ароматические закваски состоят из штаммов Leu. dextranicum, Leu. cremoris, Lac. diacetilactis, применяемых для стимулирования ароматобразования в определенных продуктах.


Для сливочного масла, предназначенного для непосредственного использования, подходят закваски D и LD, поскольку желательно быстрое и сильное ароматобразование. Для сливочного масла, предназначенного для длительного хранения, больше подходят закваски L, поскольку в этом случае необходим постоянный мягкий аромат.


В отличие от традиционного сливочного с 82.5% жира, в любительском масле всего 78-80% жира, в Канаде все масло такое! Крестьянское масло - это как в книгах Молоховец, оно совсем нежирное, 71% жира. Поэтому хозяйки в эпоху Молоховец масло сначала промывали и отжимали в салфетке, а уж потом слойку на нем катали.

Для простокваши и сметаны наиболее пригодными считаются закваски D, так как желательно быстрое ароматообразование. В эти закваски подбирают штаммы, образующие при свертывании молока сгустки вязкой консистенции без отделения сыворотки (американская простокваша buttermilk, советская магазинная сметана). Эта мода на вязкую сметану тоже идет из конца 1920х-начала 1930х годов, тогда ещё не существовало ГОСТов на сметану, а были ОСТы (отраслевые стандарты). В те годы сметана изменилась необратимо и навсегда, она стала другой консистенции, другого вкуса и аромата (кислее и ярче, пахучее) и другой вязкости - не ломкой, а мажущейся:

Сметаной (ОСТ 8816) называется продукт, получаемый из сливок путем сква­шивания их молочнокислыми бактериями с последующим доведением до спе­лости.

Сметана является одним из наиболее распространенных в нашей стране молочнокислых продуктов. Как товар она имеет распространение почти исключительно в нашей стране. Лишь за последние годы ею заинтересовалась молочная про­мышленность США.

Сметана относится к молочнокислым продуктам и отличается высокой пита­тельностью (содержит 25—36% жира), высокими вкусовыми и диетическими достоинствами.При производстве сметаны для сквашивания сливок применяют закваски из Str. lactis. За последнее время все большее применение находят ароматообразующие закваски, содержащие, наряду со Str. Lactis, ароматообразующие расы микробов: Str. cremoris, Str. citrovorus, Str. paracitrovorus.

В целях получения сметаны, не выделяющей сыворотки, проф. С. В. Паращук рекомендует также применение «вязкого стрептококка», вызывающего легкую слизистость, от которой сыворотка дает короткие нити в 1,5—2 мм. Вязкого  стрептококка надо вносить около 25% от общего количества молочнокислых микробов.



Закваска для домашней сметаны в стиле 19века, типа спонтанно заквасившихся сливок из парного молока, типа французской крем фреш. Она невязкая, но её колкость или кремовость ещё зависит от жирности сливок. Нужна для выпечи со сметаной по рецептам 19 и первой половины 20вв. Помните, с чего начинался рассказ про мезофилы? Они все тут, в одной закваске.
lactococcus lactis supsp. lactis,
Lactococcus lactis subsp. cremoris,
Lactococcus lactis subsp. diacetylactis,
Leuconostoc mesenteroides subsp. cremoris

Закваска для сметаны типа магазинной советской. Сметана типа советской тут есть в магазине всегда. Закваска сильно удешевляет сметану, лучше она её не сделает. Нужна для выпечки по послевоенным советским рецептам со сметаной, для сметанных кремов и соусов и для американских кексов на сметане. Состав такой же как для домашней сметаны (крем фреш), но пропорции численности бактерий другие и другие расы. Для приготовления сметаны, используют расы лактококка подвида.lactis, обра­зующие вязкую сметанообразную консистенцию
- Lactococcus lactis subsp. lactis,
- Lactococcus lactis subsp. cremoris,
- Lactococcus lactis biovar. diacetylactis
- Leuconostoc mesenteroides subsp. cremoris


При составлении закваски для творога вводят штаммы, сообщающие продукту хорошие вкус и запах, образующие сгустки, легко отделяющие сыворотку (иными словами, как в простокваше и сметане из спонтанно закисшего молока).
Тогда удастся ватрушку с творогом и за границей испечь.

Закваски для молока, для молочной промышленности и хозяек появились в начале 20 века. Они были нестабильными, т.к. бактерии заквасок часто атаковались бактериофагами. Так что молоко и сливки были пастеризованным и главным товаром молочной промышленности.

Довоенные молочные бутылки и крышечки 1941г.




Очень сильно рекламировался кефир, потому что он по природе своей был очень устойчивым в производстве. Но население кефиру сопротивлялось. Позднесоветской любви к кефиру тогда не было. Привычки не было.




К 1935г начали продавать закваски с отдельными штаммами бактерий - более разборчивые по признакам. Производство молочнокислых напитков стало бурно развиваться. Простокваши готовили очень горячим способом при 50С и выше буквально за полтора часа, имитируя процессы сквашивания варенца или ряженки в остывающей печи сразу после томления молока. Тогда же стали искать способы готовить нерассекающуюся на сыворотку и сгусток простоквашу. Сначала обнаружили, что высокотемпературная пастеризация 30мин при 90С помогает, а позже стали полагаться на специальные штаммы бактерий.

Простокваша может приготовляться как из цельного, так и из тощего молока. Технологический процесс производства простокваши в разных странах строится по-разному. В Западной Европе пастеризованное молоко заквашивается при 36°С, и процесс сквашивания продолжается 5—6 час. У нас сквашивание ведется при темпера­турах 45—50°С и даже выше, причем момент свертывания молока наступает че­рез 3, 2 и даже 1,5 часа. Время свертывания зависит от повышения температуры и от подбора более термофильных рас или от приучения своих культур к более высоким температурам. Из термостата простокваша переносится в холодильную камеру, где она, постепенно охлаждаясь, еще дозревает, так как молочнокислый процесс про­должается, пока температура не достигнет 10° С. Кроме того в течение охлажде­ния простокваша загустевает и крепнет вследствие гидратации казеина.

Кроме того для производства простокваши рекомендуется (С. В. Паращук и А. П. Крупина) высокая пастеризация при 90° С. Наши опыты показали, что достаточно температуру молока довести до 90° С, так как дальнейшая выдержка не дает заметных преимуществ в отношении консистенции простокваши.При такой пастеризации выпавший из раствора альбумин и сильно (в про­цессе сквашивания) гидратирующий казеин придают простокваше более плотную консистенцию и способность в большей степени удерживать сыворотку от выде­ления, т. е. затрудняют синерезис. Для хорошей простокваши берут болгарский лактобацилл и молочнокислый стрептококк «вязкий», дающий вязкую консистенцию простокваши. При этой консистенции сгусток имеет слабую слизистость, с нитями в 1—1,5 мм длины.

Варенец. Варенец готовится следующим образом. Молоко нагревают до 85—90° С и ставят в стерилизатор, где молоко подвергается стерилизации при 118° С в течение 1,5—2,5 часа, пока не приобретет красноватый цвет наподобие топленого.
По окончании стерилизации молоко охлаждается до 50° С и дальнейшие про­цессы заквашивания, розлива в банки и другие ничем не отличаются от про­изводства простокваши.




В 1950х появились лабораторные культуры в стерильном молоке, а в 1960-70 - центрифугированные концентраты бактерий в мороженом или высушенном на морозе виде. Это те самые таблетки, которые добавляет в молоко Буратино на рекламе начала 1960х. Таблетки того периода не столько простоквашу делали, сколько молочную закваску для простокваши. Таблетка с молоком = закваска через несколько часов. Взять этой закваски + молоко = выдержать и получится простокваша.




Добавить к простокваше сахара или ягодного сиропа, получится снежок. Снежок был деликатный и сладенький.


Начиная с 1990х появились закваски прямого заквашивания (Direct Set starters), их можно было добавлять напрямую в молоко, как на картинке с Буратино из 1960х. Из сухих заквасок уже не надо было сначала готовить молочную закваску - активированные бактерии, так сказать.  Так молочная индустрия излечилась от своего  столетнего отставания от хлебопекарной, в которой шаг активации размножения и подготовки к "настоящей" работе микробов в отдельном тесте - опаре, сменился прямым заквашиванием теста (безопарным) ещё в первую мировую войну.

Так что теперь понятно, что выбирать для напитков из молока дома и для таких, которые нужны для теста или для творога.

Во всех видах простокваши преобладают разновидности термофильных молочнокислых палочек, преимущественно болгарской, в ацидофильной простокваше дополнительно содержится ацидофильная палочка, но напиток можно изготовлять и на одном молочнокислом лактококке (обыкновенная простокваша, варенец), а в простокваше «Южная» преобладают дрожжи.

Вкус и запах простокваши - чистые, кисломолочные. Варенец и украинская простокваша (ряженка) имеют явно выраженный привкус пастеризации; в простокваше «Южная» допускается спиртовой привкус, а в простокваше с наполнителями, - вкус и запах добавляемых веществ. Цвет простокваши молочно-белый или слегка кремовый, а у ряженки и варенца - выраженный кремовый с буроватым оттенком, равномерный по всей массе. При введении наполнителей простокваша приобретает оттенок, свойственный) этим продуктам.

Простокваша имеет плотный ненарушенный сгусток, на поверхности которого допускается незначительное отделение сыворотки, но не более 3% объема. Ацидофильная и «Южная» простокваши, приготовленные с применением слизистых рас, имеют слегка тягучую консистенцию. Для ряженки и варенца допускается наличие молочных пенок по всей массе, а при выработке резервуарным способом - нарушенный сгусток сметанообразной консистенции.



В этой таблице показаны все виды "горячих", сорокаградусных  простокваш на термофилах и  "обыновенная" - на мезофильной бактерии. Обыкновенная простокваша готовилась сквашиванием молока закваской, содержащей чистые культуры мезофильного молочнокислого стрептококка (после 1985г Str. lactis называется лактококком L. lactis). В отличие от прочих видов простокваши советская обыкновенная простокваша содержала только один вид молочнокислых бактерий: молочный лактокок (subsp. lactis, хорошо бродит и размножается при 10-40C). Количество вносимой закваски 3—5%. Температура сквашивания молока 36—38° С.Обыкновенная простокваша имела очень плотный колющийся сгусток и несколько пресный вкус, из-за чего выработка ее была ограничена.

Чтобы получать такие простокваши надо пользоваться заквасками практически монокультурными, которыми сквашивают молоко для будущего сыра. Их есть много вариантов, надо выбирать мезофильные. Стоит попробовать и остановиться на какой-то одной для о б ы к н о в е н н о й простокваши.

Я остановила свой выбор на самой простенькой - одна бактерия, два штамма: молочный и сливочный. И все!
- Lactococcus lactis subsp. lactis,
- Lactococcus lactis subsp. cremoris

Чтоб как у бабушки, простокваша из парного молока.


Именно такая закваска позволит приготовить молочную и сливочную простокваши, а также варенец по книге "Русская кулинария"  1961г., если заквашивать молоко при 35-38С, не при 45-50С, для чего будут нужны термофилы.  И получатся простокваши южного и болгарского типа.

Судя по отзывам, эта закваска также дает самый вкусный творог на вареники в Америке.

Тэк-с. На рассказ по существу про мезофилы и термофилы в тесте опять места не хватило. Хорошо, хоть с простоквашами и сметанами разобрались!

Продолжение следует.




Date: 2016-05-12 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Люда, ну ты молоток! Я только успела твою первую статью ПРОЧИТАТЬ, а ты уже продолжение успела написать! По первой статье два комментария у меня: у меня есть книга Эрика Кайзера по хлебу. Я пробовала выводить его закваску, но обратила внимание тоже, что у него она льется (в роликах на ютюбе и у тебя на фотографиях), а по рецепту из книги получается густая. Мне не понравилась. Вернулась к своей, привычной.
Что касается отличий настоящей сметаны от советской и уж тем более - от американской, я это сразу уловила. В одном из более поздних изданий книги О вкусной и здоровой пище был рецепт домашней сметаны, которая ну точь в точь - как деревенская (на даче мама брала у молочницы). Ух, как я была рада, когда открыла для себя, что дома можно легко приготовить вкуснющую сметану!

Date: 2016-05-12 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Оля, да что-то тема какая-то нескончаемая. Никак до цели не доберусь, до заквасок для теста с термофилами и с мезофилами :)

Неужели ты сметану дома делаешь? Вот это да! Расскажи, как!

Мы едим микроскопические колчества сметаны, по чайной ложке в щи или борщ, редко - в салатик. Но сметана у нас отличная, просто высшего качества, нечаянно нашла такую, что нам - как бальзам на душу. И вообще у нас выбор хороших сметан очень большой, потому что у нас украинско-польского-русского населения много. Есть все: от американских гадостных сметан с нулевым содержанием жира, до приличных 14%ных и красивых 20-30-45%ных нужных для кондитерских рецептов, для выпечки (теста на сметане) и т.д. И по консистенции есть как колющиеся, так и вязкие сметаны в продаже.

Домашняя сметана

Date: 2016-05-12 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Люда, рецепт - это, наверное, громко сказано. Из книжки: в открытую банку со сливками добавить из расчета 5% объема ранее приобретенную сметану. Перемешать и оставить в тепле при комнатной температуре на 8-12 часов. Затем полученный полуфабрикат поместить на сутки в холодильник. Чем жирнее сливки, тем гуще получится сметана. Если нет сметаны, то можно в сливки положить корочку черного хлеба, приготовленного заквасочным способом. Вот и весь "рецепт". Я беру самые жирные сливки - heavy whipping cream, но можно и просто whipping cream. И сливки, и сметану оставляю нагреться до комнатной температуры, затем смешиваю в пропорциях, указанных выше. Можно брать и чуть больше 5% объема. Можно брать йогурт или кефир вместо покупной сметаны. Да, и конечно, лучше брать органику, так как результат с ultra-pasteurized может варьироваться. Результат - в тысячу раз лучше, чем то, что продается у нас в украинских, русских, польских магазинах, и тем более то, что продается как creme fraiche. Попробуй, это очень просто и очень вкусно.

Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-12 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я обязательно попробую, Оля. Я понимаю, что по миллиону причин "то же самое" , но приготовленное дома, ВКУСНЕЕ. Это и с хлебом мы сто раз проверили. Он дома приготовленный по тем же ГОСтам почему то вкуснее.

Сергей registrr был на хлебозаводе. От ГОСТа не отклоняются, а нарезной батон невкусный. Дома из той же муки, дрожжей и воды по тому же рецепту - за уши не оттянешь!

Спасибо!

Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-13 03:26 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Сходила в магаз, нету сливок на домашнюю сметану! Вот это да! Из всех картонок и бутылок со сливками ни одной, Оля, чтобы были сливки и все на этикетке. Все с кучей стабилизаторов и желирующих добавок. Я в такую захимиченность бактерии подселять не стану. Я не против прогресса в кулинарии, у нас и на пакете муки список добавок в три км длиной, но мне надо пока что с примитивным молоком и сливками поработать :)

Но я специально проверила магазинную французскую сметану, она у нас 40%ная. Там чистейшие сливки и лактокок и больше ничего. Пробовала её с пельменями и для сравнения - ещё с той сметаной, что по типу советской магазинной, с диацетилмолочным лактококком. Земля и небо. Крем фреш выигрывает 100%.

А гуцульская гуслянка, лапочка, так даже со слоем сливок сверху, превратившимся в кремфреш, а внизу - как деревенская простокваша. Обалдеть! Это где же они такое молоко нашли, что оно при фасовке по банкам и брожении рассеклось на сквашенные сливки сверху и сквашенный обрат снизу??? У нас все молоко микрофильтрованное и гомогенизированное, не рассекается, сливки сверху не собираются.
Edited Date: 2016-05-13 03:30 am (UTC)

RE: Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-15 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_irenaf_/
Не все молоко у нас гомогенизированое, я для своих кефирных грибков беру как вы описали -со сливками вверху. В Heath stores почти всегда есть.

Re: Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-16 12:05 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, Спасибо! Я тоже негомогенизированное Хармони молоко беру, мне нравится их бренд. И это только в специализированных органик магазинах есть. В обычном продуктовом их не продают.

RE: Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-15 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_irenaf_/
Две фирмы такое делают - Image
Image

RE: Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-15 11:58 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_irenaf_/
Сливки без добавок надо брать органик типа этих : Image

Re: Домашняя сметана

Date: 2016-05-16 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Вот-вот. Обычно такие есть в НоФрилзе, а тут как шаром покати.

Сейчас ещё молоко весеннее, оно по качеству немного отличается. Во всяком случае так в советских книгах написано. Может здесь корма одинаковые круглый год, как у собак сухой корм, кто знает!
From: [identity profile] bvallejo.livejournal.com
Оля, закваска Эрика Кайзера из книг для домашнего пользования ничего не имеет общего с закваской Эрика Кайзера для профессиональной выпечки - и по влажности и по схеме (вы)ведения.
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
+1. Согласна, Борис!

Я не совсем поняла в чем там дело. Сам он на жидкой закваске печет, а читателям про густую вещает. Он говорит, что густая (традиционная производственная) ароматнее, но жидкая удобнее.

То же самое и в ГОСтах. Густая ржаная закваска - традиционная и она ароматнее, в ней 3-5 бактерий и 2 вида дрожжей. А современные жидкие закваски в ГОСтах удобнее и одновременно проще по составу (эквивалентен составу Бакфермента от фирмы СЕКОВА), в них только 2 бактерии и один вид дрожжей.

Для полноты картины отмечу, что рецептура выведения жидкой закваски Эрика Кайзера, на которой он на самом деле печет, гораздо легче, быстрее и надежнее густой закваски из его книги. Она приведена в бюллетене новостей хлебопекарной и кондитерской промышленности Франции №49 от 1 марта 1996г. Закваске его уже больше 20 лет исполнилось :) Уже давно не девушка.

Рецепт жидкой закваски Кайзера тут (на французском, но там схематично изложено и все понятно из цифр), на стр 8 вставка желтая слева страницы
http://www.cannelle.com/BILIOTHEQUE/revuetec/PDF/SUPSTn49.pdf

Image
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Ой, спасибо, Люда! Отвечала Борису по ссылке, и не увидела, что ты дала рецепт. Побежала переводить...
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Люда, а какой эквивалент можно подобрать муке Farine de seigle T170? Это ржаная очень мелкого помола, но цельнозерная?
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Оля, крупность или мелкость помола тут не важна. Важна питательность муки и её обсемененность микробами. Это dark rye flour в американской классификации.
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Люда, а что здесь имеется ввиду под Farine tradition? И как ты считаешь, результат сильно будет отличаться, если приготовить ½ или даже ¼ рецепта? Уж больно для домашней выпечки огромные объемы.
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Farine tradition, Оля, это мука без добавок, без отбеливателей, витаминов и т.д.

Я только первую фазу готовила точно столько сколько он пишет. Потом все срезала до 100г муки в каждом освежении. Пересчитывала пропорционально. Лишнее выкидывала. Так что в конце-концов получается стаканчик готовой закваски.

Там самое главное - первую фазу выдержать при 40С.
From: [identity profile] bvallejo.livejournal.com
Спасибо, Люда.
P.S. Рецепт жидкой закваски от Eric Kayser'a впервые увидел в первом издании книги X.Barriga "Panadería artesana", 2003.
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
У Хавьера очень испанский хлеб. Я думала сначала у него поучиться, но потом столкнулась с тем, что у нас мука уж больно отличается от испанской, чтоб такой же вкус и текстуру хлеба давать. Это отдельный мир.
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Я так и подозревала, собственно, но надеялась, что его закваска по книге будет работать. У меня ничего не вышло. Где бы вот взять рецепт его жидкой закваски?)))

Date: 2016-05-12 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] lana-5187.livejournal.com
Спасибо, Люда, за уже две интересные статьи, читаю на одном дыхании! Помогают иллюстрации, фото))) Жду продолжение...там будет интересно мне вдвойне))) Помню свои сомнения по поводу "зверушек", что живут в моей современной французской жидкой закваске ( мне в помощь были только обоняние и зрение...), теперь не задумываюсь, а верю закваске и пользуюсь ею с удовольствием))) Спасибо еще раз за просвещение и разъяснения!

Date: 2016-05-12 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста :)

Date: 2016-05-12 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] kapuzka.livejournal.com

Людмила, читаю ваш блог как захватывающая книгу. Спасибо! Очень, очень интересно!

Date: 2016-05-12 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста :)

Меня зовут Люда.

Date: 2016-05-12 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] vero-nika.livejournal.com
Люда, как вовремя - всю прошлую неделю маялась с якобы кефирной закваской, вот этой:
http://www.iherb.com/Yogourmet-Kefir-Starter-Freeze-Dried-6-Packets-5-g-Each/12071

Какой-то кисломолочный продукт у меня получился, но это был не кефир, конечно. Я его на оладики извела.

Date: 2016-05-12 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Сочувствую! Я на их продукции обломилась тогда же, когда обломилась на КитченЭйде. За всю историю жизни на Западе два неприятных воспоминания: от товаров Йогурме и от товаров КитченЭйда.

Понятно, что все хорошими быть не могут, все относительно и всегда есть товар среднего качества, отличный и мерзкопакостный. Йогурме относится к дурным до невозможности. Они продают закваски для йогурта, по которым не приготовить йогурта, и закваски для кефира, которые кефира не дают. Я не знаю, то ли это они по незнанию въехали на рынок торговли заквасками, в которых не разбираются, то ли сами наколдовали, создали закваски, которые ИМ нравятся и вольно интерпретировали их как кефир и йогурт. НЕВАЖНО.

ВАЖНО, ЧТО С ЗАКВАСКАМИ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ МОЖНО КАК-ТО ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАЗОБРАТЬСЯ, ПО СОСТАВу. То есть понимать, что характерно для тех или иных простокваш и кефиров, сметан и сливочных масел, творогов и сыров. А что не характерно. Ну не характерны вагинальные и фекальные бактерии ни в кефире, ни в йогурте. Вы меня уж простите. НЕ ХАРАКТЕРНЫ. И совать их туда... руки бы им пообрубать надо! Возможно они не знают, сколько проблем вызывает эта бактерия в питании - от выпадения зубов, до зуда в тех самых интимных местах, откуда она пришла! "Eating pussy for breakfast" suddenly becomes quite literally an expression of what they feed to their customers.

Так что уже почитав состав на этикетке, с вебсайта, можно определиться что аутентично, а что - от балды изготовителями вмешано из соображений моды или по каким-то другим причинам у их на производстве. Ацидофильная палочка, которую они добавляют как в закваску для кефира, так и в закваску для йогурта, угнетает другие бактерии и портит продукт.

(добавка) L. acidophilus resulted in an inferior quality yogurt. Evaluators rated this yogurt as tasting weak and having a gel-like, ropy texture with lots of free why floating around. Yogurt with ...L. acidophilus was found to have much lower lactobacilli counts, because the L. acidophilus outcompeted L. bulgaricus and other species (Olson & Aryana, 2008). Thus, the weak taste associated with this yogurt may be attributable to the lower concentration of L. bulgaricus in the yogurt.

А дальше только экспериментирование. Кому что нравится.

Предпочтения у людей сильно варьируют как в хлебе, так и в молоке, кисломолочке и твороге-сырах.

И Удача тоже. Какие-то виды молока просто напросто не подходят для кефиров и йогуртов. Человек тут не виноват. Это то же самое, что пытаться получить ядрено пахучую, сливово-персиковую закваску не на ржаной муке, а на белой рисовой. Или наоборот, яблочную пшеничную дезем, но на ржаной муке. Не получится.

Ты меня сильно взбудоражила! Я уж думать забыла про этот сатанинский йогурме. Когда я его пробовала, доступа к информации не было как сейчас, а мне так хотелось настоящего кефира и настоящего йогурта. Я и приборчик купила и закваски домой принесла, а на выходе были слезы. Боль ностальгии и обманутости проходимцами.

Date: 2016-05-12 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] vero-nika.livejournal.com
О, слушай, как у них все запущено! Я и не ожидала. На сайте такие хорошие отзывы, и только на Амазоне несколько человек написали, что у них получилось что угодно, только не йогурт.
Спасибо тебе за просвещение!

Date: 2016-05-12 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] musya-martin.livejournal.com
эх закваска-то минская! когда еще туда доедем...

Минская закваска

Date: 2016-05-12 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com


Муся, следите за объявлениями у Сергея. Типа такого: "Белорусская закваска прибыла в Москву. Налетай!"

http://registrr.livejournal.com/77525.html

Ребята привозят из Минска в Москву в багажнике по 100кг и распределяют среди желающих. Те, кто берут по килограмму закваски, им на полгода-год хватает. Она очень хорошо хранится в холодильнике, дольше указанных на банке 3 месяцев это точно!

Да и с вебсайта магазина в Минске можно заказать свеженькую. Они же интернет магазин, высылают, как только свежая партия поступает.
http://www.hlebdoma.by/product/zakvaska-1-yachmennaya-rb_2130

Доставка копейки стоит и дойдет за неделю. Закваска эта прекрасно переносит температуры вплоть до 20-25С при хранении, не испортится при доставке!

Альтернативно можно обратиться к владельцам магазинов, торгующих заквасками для домашнего хлебопечения, 108 специй, пекиСамъ, Хлебомолы и т.д. Заказать им, чтоб они начали завозить из Минска и продавать эту чудо-закваску. Она и на самом деле - ЧУДО.

Сергей уже подготовил почву, спрос будет, он целый год статьи писал про хлеб на ней. Я добавлю от себя статей тоже в будущем. У меня интерес совсем в другой плоскости, дополню написанное Сергеем. Он элегантными заварными сортами увлекается, а я - простым ржаным и пшеничным хлебушком. У меня подход очень примитивный, ибо я пеку по нужде, а не из любви к искусству.

У нас нет нормального кислого хлеба в магазинах рядом с домом и по нормальной повседневной цене. Нормального черного ржаного хлеба. Или нормальной французской булки, раз уж на то пошло. Они или резиновые жесткие как кожа, или вялые. Ни в тех ни в других нет хруста! :)

Re: Минская закваска

Date: 2016-05-12 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] musya-martin.livejournal.com
вот спасибо! супер! это чтобы мне опять свою не выводить

Date: 2016-05-13 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] nosimplex.livejournal.com
Люда, спасибо, очень ценная информация. Вот только непонятно, как в Америке-то по науке выводить. Мы пока делаем в рисоварке с добавлением батермилка и корочки хлеба.

Date: 2016-05-13 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
У каждого кисломолочного продукта, как и у сорта хлеба своя технология, Алексей.

Все начинается с характерного молока и характерной культуры(микробов в закваске). Для некоторых культур очень важно, чтоб молоко было органик или определенной жирности. Например, болгарская палочка очень чувствительна к антибиотикам в молоке и др бактерии, в кефире например, могут отреагировать тоже.

Есть характерная температура и характерная длительность сбраживания до определенного рН, потом обычно вторая стадия медленное или наоборот быстрое охлаждение и оведение до готовности на холоде илои в прохладе, когда он максимально густеет и рН доходит до целевого уровня.

Короче все как всегда: ингредиенты+технология, рецепт нужен и не отклоняться от него :).

Date: 2016-05-13 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] nosimplex.livejournal.com
Понятно, надо и тут углубляться. Ничего в жизни простого нет :(
Будем изучать стадии, может рецепт попадётся.
Спасибо!

Date: 2016-05-13 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] vasilisa ogneva (from livejournal.com)

Люд, хотела бы в первую очередь поблагодарить за такую потрясающую Работу! Нет слов. Пояитав, уже начинаешь задумыватсянад тем, что ты ешь и пьешь, стоит ли покупать или сделать самой. Люд, а что за проблемы у тебя были с этой техникой? И еще вопрос не по теме (про закваски заговорили и вспомнила). Можно ли чем то заменить муку второго сорта в рецепте украинского хлеба?) Задолбалась заказывать ее в инете, а в магазинах в свободной продаже ее нет. А мой признает только этот хлеб...( ну эт так,к слову):) у меня просто закваска ржаная без дела грустит)))

Date: 2016-05-13 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Верочка, пожалуйста!

Какие проблемы? С какой техникой?

В рецепте хлеба украинского НЕТ муки 2с. Поэтому её отсутствие проблемой для выпечки украинского быть не может. :) Тесто для украинского готовят из муки обдирной в смеси с обойной пшеничной (цельнозерновой пшеничной).

Обдирная в смеси с мукой 2с - это нововведение самых последних лет в СССР. Это другой сорт хлеба, "украинский новый".

если у тебя есть мука цельнозерновая пшеничная, то можно готовить оба сорта: как традиционный украинский,так и украинский новый. Для муки 2 с достаточно смешать"черную пшеничую муку" пополам с белой (с 1с или даже с в.с, только ложкой тщательно перемешать), чтоб имитировать муку 2с. Либо же отсеять из цельнозерновой пшеничной муки излишек отрубей на сите. Тоже получится аналог муки 2с.

Date: 2016-05-13 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] tuziksmith.livejournal.com
Вот это да! А органика не продается? У нас продаются 35% сливки, органика, из молока jersey cows, называются Straus Family Creamery. Они пастеризованные методом HTST. И молоко их продается тоже, так на нем жирный-прежирный слой сливок! Есть и жирнее сливки, тоже органика, от Organic Valley, но у них репутация не такая безупречная. Можно также купить самые дорогие и вкусные сливки Pure Eire Dairy. Вот так, похвалилась:)

Date: 2016-05-13 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Конечно, придется именно органику брать и идти за ней в другой магазин, Олечка. В обычном магазине обычного молока и сливок не нашлось. Я это хотела сказать.

Date: 2017-06-09 01:58 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Люда, добрый день
Так захотелось вкусной домашней сметанки свежим хлебушком. Опару поставила, завтра буду печь ваш полубелый. А насчет сметаны беда, есть сливки био, но а составе стабилизатор карраген. И есть ферменты для сыра. Как вы думаете, могу ли я добать в сливки сырных ферментов? Получится ли сметана? И ещё томлю молочко в духовке, очень хочется варенца(ряженки) , но сметана у нас плохая, можно ли добавить ферменты? На пакетике написаны составляющие
Streptococcus lactis, Streptococcus lactis subsp. Diacetylactis en Leuconostic cremoris.
С уважением Вероника.

Date: 2017-06-09 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добрый день, Вероника!

Если добавить ферменты в сливки, то получится сливочный сыр (жирный пресный творог). Ферменты не сквашивают, а створаживают (коагулируют белок молока). Для сметаны же нужны бактерии.

Возможно вы называете бактерии ферментами :) Потому что Streptococcus lactis, Streptococcus lactis subsp. Diacetylactis en Leuconostic cremoris - это БАКТЕРИИ, не ферменты :) Они - да, сквасят и сливки и топленое молоко.

Date: 2017-06-10 02:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Добрый день Люда. Вы правы , я назвала бактерии ферментами,прочитав название на упаковке kaasferment( дословно сырный фермент) . Вы знаете получилась прекрасная сметана, намного вкусней покупной.
Спасибо еще раз за прекрасные записи. Благодаря вам решила пойти учиться в местную пекарскую школу ( Бельгия)

Date: 2017-06-10 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ура, получилась сметана! Ужасно вам завидую и очень за вас рада, Вероника. Молодец!

Пекарская школа, да ещё и в Бельгии - это очень здорово. Вы там и хорошим французским и общеевропейским традициям в выпечке научитесь и более северным, фламандским, так сказать. В Бельгии потрясающе вкусный хлеб, он произвел на меня незабываемое впечатление. Желаю успехов!

Date: 2017-09-13 06:24 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Добрый день Людмила! Вчера началась учеба в пекарской школе! Я просто в восторге. Первый раз в жизни замесила тесто руками, ощущения непередаваемые. Угостила соседей-старичков (86 и 90 лет). Они оценили мой первый хлебушек!
С уважением Вероника.

Date: 2017-09-13 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Добрый день, Вероника! Могу себе представить ваши чувства :) Возиться с тестом и печь хлеб - это так здорово!

Желаю успехов в учебе!
From: [identity profile] alphacentauri1.livejournal.com
Здравствуйте Людмила, мы покупаем сметану Marygold в американском Costco. Она доступна по цене и по вкусу неплохая. В последнее время в магазинах все изготовлено из milk products. Для нас эта просто находка из того выбора что тут есть. В состав сходят: cultured milk and cream, enzymes. Я пробовала сделать кефир из organic milk, но это не кефир, а какой- то неизвестный кисломолочный продукт. Из неogranic при разных условиях, нагревании молока, выдерживании его при 40 градусах получается ацидофильное молоко. Существует ли схема или процедура сквашивания кефира из покупной сметаны или так ничего и не получится. Заказывать зерна немного дороговато, и если вариант со сметаной не получится, то придется это сделать.
Спасибо,Л
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Елена.

Darigold, наверное? Костко продает сметану от Дариголд. У них не указано, что там есть живые бактерии (active bacterial cultures), так что не знаю, удастся ли вам с помощью этой сметаны заквасить молоко. Конечно, это будет не кефир, а некий другой кисломолочный продукт, потомоу что бактерии для сметаны совсем не такие, как бактерии для кефира и в сметане нет дрожжей, а в кефире есть дрожжи. Но если вам понравится вкус, то почему бы и нет.

С помощью кефирных зерен, строго говоря, готовят не кефир, а закваску для кефира. Зернами кефира сквашивают порцию молока (скажем, 1/20 всего молока, 5% всего молока, которое пойдет на приготовление кефира), получается закваска. Этим сквашенным молоком-закваской БЕЗ ЗЕРЕН уже заквашивают молоко и получают кефир.

Кефир нельзя сквашивать при 40С. Кефир - это напиток холодного брожения. Он сквашивается при 17-20С, а потом доводится до готовности при 12С.

-----

Кефир. Готовят из цельного или обезжиренного пастеризован­ного молока (а также из сухого) путем смешанного молочнокис­лого и спиртового брожения. Для этого используют закваски, приготовленные на кефирных грибках или на чистых культурах специально приготовленных для этой цели микроорганизмов, способных вызывать молочнокислое и спиртовое брожение. Ке­фирные грибки представляют собой симбиоз молочнокислых палочек, стрептококков и молочных дрожжей типа Torula kefiri.

После пастеризации и охлаждения молока до 17-20С, оно поступает в танк, где вносится закваска в количестве 5 - 7 % и перемешивается. Сквашивание кефира происходит в течение 14 - 16 часов. При этом должен образоваться сгусток. Кислотность достигает 80 °Т.

Кефир охлаждают до 8 - 10 °С и в течение 12 часов он созревает. После созревания, когда кислотность превышает 95°Т, включают мешалки и тщательно перемешивают. Готовый продукт поступает на розлив.

Доброкачественному кефиру свойственны кисломолочный освежающий вкус и запах; однородная консистенция; цвет молочно-белый или желтоватый. Допускается газообразование как следствие развития нормальной микрофлоры.

Источник: https://studizba.com/lectures/56-veterinariya/847-veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza/15806-26-osnovy-tehnologii-proizvodstva-i-veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-molochnyh-produktov.html
© СтудИзба
From: [identity profile] alphacentauri1.livejournal.com
Большое спасибо за такой подробный ответ. Какая интересная, но требующая времени чтобы разобраться и все наладить тема. Будем пробовать сделать то, что сможем. Спасибо, Л

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 13th, 2026 05:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios