Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga

Рецептура этого хлеба практически не изменилась за тысячу лет. Только по форме его стали чаще печь овальным или кирпичиком, чем круглым (средневековым братским калачом). А во всем остальном его приготовление и вкус остались прежними. Первые ГОСты на него были введены в 1939г и обновлялись в войну, в 1943, потом в 1955г, 1976г и в 1988г.

Как и любой другой домашний хлеб, он несравнимо вкуснее магазинного и свежим съедается очень быстро. Но он и при комнатной температуре хранения не черствеет неделю. Я пеку как минимум два калача или два кирпича из этого хлеба и один замораживаю, чтоб достать в середине недели. Свежим (и свежеразмороженным) он сводит с ума. Таких корочек и такого мякиша ни в каком другом хлебе нет.


Рецепт

Это из книги, опубликованной в Киеве в 1980г. Обратите внимание, что в ГОСтах 1955г указан исключительно формовой вариант хлеба из очень мягкого "наливного" теста, падающего из тестоделителя в формы. В 1977г ГОСты вернулись к старой его форме: подовому хлебу из обойной пшеничной муки.

Для дома,
рецепт из 1 кг муки на 2 хлеба

Опара
50г спелого теста от предыдущего замеса или закваски
(если нет ни того, ни другого взять сыворотки вместо воды)
500г муки (+1-2ст.л. сахара и белого солода, если мука несладкая и без амилазы)
сухих дрожжей (1/4 ч.л.)
500г воды

Дрожжи размочить в 1 ст.л. горячей воды (40-42С) с крошечной крупинкой сахара в течение 15мин. Перемешать с водой для опары, мукой, кусочком спелого теста или закваски. Желательно, чтобы температура теста в начале брожения была 30С и даже 32С. Потом можно позволить ей опуститься до 25-26С, пока опара бродит. Помешивать опару немного во время брожения.

Опара будет готова за 5-6 часов при 25С на кухне. Внешне спелая опара выглядит как тесто в максимальной точке объема, кипит по поверхности лопающимися с треском пузырями и ясно пахнет спиртом и "хлебом".



Тесто
вся опара
500г муки (+ ложка сахара или патоки и 1г белого солода, если мука несладкая)
13г соли
150г воды или по влагоемкости муки, для теста средней консистенции или помягче, можно даже полужидкое, для наливного хлеба в формочках.

Перемешать до однородности, оставить на час.

Отделить кусочек 50г на подкисление опары на следующую выпечку. Сохранить его в холодильнике круто затертым мукой или  в морозильнике в виде пластинки в пленке.

Остальное  вымесить до развития клейковины. Свернуть в округлые куклы и оставить на 20-30мин отдохнуть, потом разложить по формочкам или сформовать круглые хлебы - калачи.

 Дать расстойку примерно 1 час при 30С.  Круглые и овальные подовые хлебы можно проткнуть пальцем или толстой палочкой несколько раз по верхушке. Это делается для того, чтоб верхняя корка не оставала при выпечке, не было пузырей и пещеры под корочкой. Но можно и гладким оставить, так печь.

Выпекать при 400Ф/200С с конвекционным обдувом в течение 50мин. Пар я специально не создаю, в нем нет необходимости. Круглый калач расстаивается и потом всю дорогу печется на сковородке, накрытой другой сковородкой.






Комментарий

Единственная проблема в нем - мука. Она варьирует по качеству так же сильно, как сама пшеница с разных ферм. И сильно влияет на вкус хлеба и трудности при работе с тестом.

Раньше его пекли из "толченой муки", т.е практически пшеничного шрота или обойной пшеничной муки одноразового помола. В наше время у нас в магазинах есть разные виды "обойной пшеничной" муки. Хлеб может получиться посветлее или потемнее, пожелтее или покраснее, погрубее или повоздушнее в разрезе.






Есть совсем белая обойная мука из белой пшеницы, как хлебопекарной, так и дюрума. У неё нехарактерный вкус, её я не люблю.

Есть псевдообойная мука - белая с подмешанными отрубями. Она для начинающих, очень хороша, вкусная, с тестом из неё легко работать. Но она дает весьма светлый мякишем и весьма воздушный хлеб. Такой лучше всего на закваске или опаре на закваске делать. Получится хлеб, который я называю "Я не хочу умирать". Настолько вкусно. Ел бы и ел.



Есть старинная мука из очень красной пшеницы (РедФайф). Она для мазохистов, дает вкусный и практически черный мякишем хлеб, но тесто из этой муки страдает низкой толерантностью к механическому воздействию. Иными словами оно легко портится, если его чуток передержать при брожении или в миксере. Клейковина распадается в слюни и при расстойке.

Тесто из этой муки я вымешиваю исключительно ножами в комбайне. Там оно почему-то идеально получается. Никогда не портится клейковина.

И есть обойная мука из краснозерной "сильной" пшеницы ("red hard wheat"), могут ещё и в биоварианте продавать такую - органик. Эта мука чаще всего слишком крупного или слишком тонкого помола, слишком жесткая, на пальцах как песок. С ней трудно работать, нужно подгонять солодом до уровня, добавлять до 50г сахара или мальтозной патоки на кг муки, и она в 9 случаях из 10 горчит (прогоркает быстро, ещё в магазине).

Если хотите органик, то лучше брать "сеяную муку" из сильной пшеницы. Такая не прогоркнет, они отсевают зародыш из неё и небольшую часть отрубей. Так что она ближе к муке 2с односортного помола, чем к обойной муке по качеству.

Такая обойная мука как в России, Украине и Белоруссии - мягкая хлебопекарная пшеница, одноразовый помол, тут продается в польских магазинах. Её я показывала пару недель тому назад.



Она дает нежный хлеб и для ностальгирующих по советскому кирпичику пшеничного хлеба из обойной муки, она - самое то. Тесто из неё буквально наливается в формочки. Оно очень слабой консистенции (абсолютная влажность 48%, это примерно 85в на 100м; сравните с влажностью теста у нарезных батонов - 40-42%, 60в на 100м) и мало вымешено. Тут такие сорта называют batter breads - "наливные" хлебцы.


Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2015-11-21 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] lenacab.livejournal.com
Счастье меня переполняет от этих хлебных постов, Люда, спасибо огромное.

Date: 2015-11-21 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуй, Леночка. Меня тоже :)

Date: 2015-11-21 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] kavolekat.livejournal.com
После этого поста мне немедленно захотелось испечь этот хлеб - у меня как раз выходной. Смешанные черные пшенично-ржаные хлеба я очень люблю. Спасибо, Люда. А за серию исторических постов - отдельное спасибо!

Date: 2015-11-21 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Катя, этот - чисто пшеничный, для него в ГОСТах даже производственную ржаную закваску переводят на пшеничную муку, прежде чем использовать в тесте. Но и мне нравятся черные "смесные калачи", пшенично-ржаные сорта.

В зависимости от выбора закваски-дрожжей, этот пшеничный может получиться совсем как чисто ржаной хлеб, мягкий и кислый, ядреный такой, плотный и увесистый. Или же легкий и некислый, нежный пшеничный хлеб. Но он всегда вкусный и "настоящий".

Date: 2015-11-21 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] alexsa75.livejournal.com
Почему нельзя утащить?(((

Date: 2015-11-21 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я не знаю. что это значит?

Date: 2015-11-21 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] sky-dream-l.livejournal.com
"Я не хочу умирать" - да, да, да. :) Вкусная еда - это якорь, спасибо за мысль, возьму себе в обиход.

Date: 2015-11-21 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
:) С хлебом не только вкус, там ещё само чудо созлдания хлеба. Оно не перестает меня удивлять. Хлеб всегда очень просто по составу (в отличие от булок и сдобы) и неожиданно красив на вкус и аромат, а этот хлеб ещё и добрый.

Date: 2015-11-21 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] allegoria.livejournal.com
Так вот что это было. Покупала муку из сильной муки от гарнец, заказывала, а хлеб горьким вышел. Очень было обидно.

Date: 2015-11-21 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Не то слово, Аделя! А я ещё ссыпаю муку вместе от разных марок. И получается ложка дегтя в бочке меда. Один пакет прогорклой муки портит целую бочку нормальной.

Обойная мука действительно плохо хранится. Свежая она само совершенство, вкуснее хлеба и не придумаешь. Но продавать её мельникам и магазинам - головная боль. Она должна продаваться из холодильников, храниться в запечатанных темных пакетах, чтоб не допустить окисления муки, окисления жира в ней. И даже так срок годности - месяц-два, а не год-два как у белой муки. А в то же время окисление муки, окисление её белков, нужно для качества муки. Белую муку специально окисляют!

Вот такой парадокс. Что самый простой хлеб из примитивно растолченого или смолотого напрямую зерна пшеницы довольно трудно испечь. Из свежесмолотого зерна он больше напоминает ржаной, такой же плотненький, сытный и существенный, духовитый хлеб.

Промышленность выкручивается тем, чтоб оббивать зародыш, самую маслянистую часть и все остальное молоть и продавать как "обойную" муку. Она тогда года два запросто хранится и остается сладкая и созревает так же хорошо как белая пшеничная мука. Она может стать затхлой, но она не станет горькой. Дома тогда в такую муку надо или зародыш пшеницы обратно подмешивать или хотя бы каплю лецитина. А не то хлеб не получается "ласковый", мягонький и послушный.

(no subject)

From: [identity profile] allegoria.livejournal.com - Date: 2015-11-21 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-21 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allegoria.livejournal.com - Date: 2015-11-21 02:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] elalii.livejournal.com
Я читаю и понимаю, что ничего не понимаю))
Но читаю с большим интересом и очень почтительно!
Я знаю, когда что-то умеешь, кажется странным, что другие не умеют)
Народ, глядя на мои длинные грядки из лозы, поражается постоянно. И все считают, что повторить мою работу невозможно. Для меня же она легка и приятна)
Так ваш хлеб-вроде можно попробовать, но решимости не хватает)

Date: 2015-11-21 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Думаю, что вы найдете для себя "ваш хлеб", со временем. Мы все приспосабливаемся, печем себе хлеб по характеру и удобству. Я пищу много не потому чтол много надо делать или знать, а потому что много перепробовала и заисываю свои наблюдения за несколько месяцев или лет. Сам хлеб из конкретного мешка муки всегда простой.

В садоводстве и огородничестве да, влияет рука хозяйская. У кого-то казалось бы с минимумом усилий, а все бушует и цветет и красиво очень. А кто-то вроде и старается, но не то выходит; жиденький какой-то сад-огород получается.

(no subject)

From: [identity profile] elalii.livejournal.com - Date: 2015-11-21 02:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Привет Люда! Какой чудесный у вас выбор муки. Можно хлеб на любой вкус испечь.
Ты так вкусно его описала.Чем больше печешь, тем больше понимаешь, что настоящий хлеб и должен быть вот таким, без наворотов, без добавок. Но для этого нужна мука соответствующая...:(

Date: 2015-11-21 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Привет, Василиса! Согласна. Настоящее этого хлеба трудно придумать.

Но тем не менее придумали. Я насчитала в ГОСтах несколько десятков сортов хлеба, отвечающих по описанию братским калачам. Вариаций на тему хлеба из пшеничного зерна - дробленого, смолотого, подмоченного, сухого - куча, одна другой интереснее и вкуснее.

Плюс в разных республиках разные варианты его выпечки, резко меняющие его национальный характер. В Прибалтике такой, например, на снятом молоке (обрате) пекут. Это сильно меняет характер хлеба - "молочный пшеничный, молочный черный хлеб". В республиках на юге - в виде лепешек, куча корочек, да ещё солоноватых корочек... очень вкусно . И т.д.

А мука и меня заставила репу чесать. Я не ожидала, что она настолько разный хлеб даст. С белой мукой все-таки попроще. Там в основном сила муки играет роль. А с обойной мукой ... вообще хлеб как земля и небо разный может получиться, плюс куча нюансов в технологии.

Когда люди со своей местной пшеницы его пекли, то привыкали и приспосабливались. А сейчас ассортимент обойной и грэхемовской муки огромный. Вечно покупаешь какую-то загадку в мешке, когда новую марку пробуешь.

Date: 2015-11-21 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] musya-martin.livejournal.com
интересно читать про ту муку, что есть у вас. у нас я нашла муку из полбы и цельной пшеницы производства "Черная земля", но во-первых, они смолоты прямо-таки как манка, невозможно работать, во-вторых, заражены жучком :(( я их просеиваю, удаляю животных, крупные частицы идут на панировку мяса, из мелких уже можно что-то печь.
очень хорошая мука попалась Дивинка алтайская цельнозерновая, из магазина здорового питания. смолота хорошо, зверей нет

Date: 2015-11-21 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Я тоже пеку из полбы, Муся, только в смеси с хлебопекарной пшеницей. С чистой полбой не решаюсь печь дрожжевой и заквасочный хлеб, только кексы, хлеб на соде.

Когда мука крупно смолота, как манка, то надо замачивать. Смешать с водой или сывороткой по рецепту и поставить в холодильник на сутки. Потом достать, согреть и уже из набухшего теста с клейковиной можно что-то делать, добавлять соль и дрожжи, выбраживать, месить и т.д.

В работе с крупносмолотой мукой также помогает вымешивание ножами в комбайне. Он рубит частицы, как бы смалывает при вымешивании в более однородную более гладкую и эластичную массу.

В старые же времена из такой крупносмолотой муки - шрота - пекли хлеб из очень мягкого теста в формах. Долго вымачивали из-за того, что часов 6-8 уходило на опару и потом ещё 6ч на брожение теста. Поэтому там в ГОСтах дрожжей так мало, 2г прессованных, меньше грамма сухих на кг муки.

(no subject)

From: [identity profile] Павел viproperty - Date: 2015-11-21 08:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-21 09:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Павел viproperty - Date: 2015-11-22 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] musya-martin.livejournal.com - Date: 2015-11-22 09:34 am (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] arzieva.livejournal.com
Я тоже всегда ожидаю и читаю посты о Хлебе !
(Дома пеку потихоньку ... но такой - не по силам !!! ))
Спасибо, Люда за труды !!!

Date: 2015-11-21 01:16 pm (UTC)

Date: 2015-11-21 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] aloras.livejournal.com
Руки чешутся.. Скорее бы вернуться в Америку,домой, и опять печь хлеб,ставить опару, вымешивать тесто руками,вдыхать запах, улыбаться и радоваться хлебу,отламывать внукам тёплую горбушку, видеть счастье и знать,что вот это правильно и по- Божески!

Date: 2015-11-21 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Аминь.

Хлеб

Date: 2015-11-21 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] l. fiore (from livejournal.com)
Спасибо за прекрасный хлебушек и ваш труд!

Re: Хлеб

Date: 2015-11-21 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Люба, не за что :)

Date: 2015-11-21 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] greenarsenic.livejournal.com
Люда, спасибо большое! А просто на закваске (свежеобновлённой) такой хлебушек получится?

Date: 2015-11-21 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, конечно получится. Один из современных вариантов его приготовления по ГОСту - на закваске.

ПШЕНИЧНЫЙ ХЛЕБ ИЗ ОБОЙНОЙ МУКИ
На 1 хлеб весом полтора фунта
ТЕСТО
355г пшеничной обойной муки
275г пшеничной закваски (145г обойной муки+130г воды, кислотность 12 градусов)
7г соли
175-220г воды (40С)


Замешивают тесто средней консистенции, перемешивают до однородности и выбраживают его 1.-1.5часа при 30С с одной обминкой за 30мин до конца брожения. Подкатывают и оставляют на 5-20 мин. Следом подкатывают в шар или закатывают в продолговатый хлеб, расстаивают в смазанной форме швом вниз или в припудренной мукой кассете швом верх течение 1-2 часов при 30С, пока не утроится в объеме. Выпекают с паром при 240-200С в течение 50-60мин.

(no subject)

From: [identity profile] greenarsenic.livejournal.com - Date: 2015-11-21 01:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kimazo.livejournal.com
теперь понятно почему цельнозерновой не всегда получается и иногда горчит и вообще пакет муки на пакет не приходиться (даже если одного и того же бренда)... всё дело в свежести. Спасибо за такую подробную расскладку и объяснение.
Иногда думаю как же мне повезло что мы с Вами в одном регионе и посёмся на одном поле муки-производителя. Всё понятно и ясно.
Спасибо большое:)

Date: 2015-11-21 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, Оксана. Именно что на одном поле пасемся :)
Привет, землячка!

(no subject)

From: [identity profile] kimazo.livejournal.com - Date: 2015-11-21 10:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-22 12:53 am (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lena535.livejournal.com
Люда, такие красавцы, просто хочется бежать, печь. Но мои не любят из черной муки. Не привыкли, да и я сама тоже к такому хлебу не приучена.Только на деземе всем очень понравился. Но там мука свежесмолотая, она очень ароматная.
Недавно решила испечь хлеб на муке 2 сорта, вышло все как ты пишешь, и тесто перебродило, незаметно для меня и расползлось на расстойке в клочья.

Date: 2015-11-21 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Лена, вот-вот, эта наша старинная мука ведет себя точно как мука 2 с ваша. как будто она именно "второсортная", пониженного качества, а не 2с в смысле особого помола зерна. Мне Таня присылала пакеты разных марок муки 2с.

Она описывала трудности и успехи в работе с мукой 2с. У неё получается изумительный хлеб. Я сама буду учиться с мукой 2с работать по её статьям.
http://musa-tv.livejournal.com/10639.html
http://musa-tv.livejournal.com/19833.html
http://musa-tv.livejournal.com/15872.html

Мы тоже не имеем ни привычки, ни особой любви к черному пшеничному хлебу. Желания его печь или купить никогда особо не возникает именно потому, что мы не выросли на таком хлебе. Для нас черный - ржаной, а пшеничный - белый, причем чаще булочный (нарезной батон), чем собственно пшеничный хлеб.

С другой стороны, всякий раз, когда я его пеку, мы едим его с превеликим удовольствием. Он получается подчеркнуто национальный. Не просто хлеб "из обойной муки", не американизированный сдобный и не офранцуженный с крупной открытой пористостью. Есть в нем что-то такое аутентичное, старинное, глубокое, "наше".

А сейчас, когда мне не до выпечки, я просто пеку его по инерции, потому что процесс откатан и не надо заранее планировать и думать в течение нескольких дней перед выпечкой.

Date: 2015-11-21 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] natalia-sowa.livejournal.com
какой выбор муки у вас)

надо будет попробовать этот способ, только без дрожжей.
мне вот этот особо приглянулся- https://miamor.smugmug.com/Baking/Whole-grain-wheat-breads/Хлеб-пшеничный-из-обойной-муки/i-WQZBDhP/1/X2/Whole%20Grain%20Wheat%20bread%20014-X2.jpg - и по цвету и по мякишу!
Edited Date: 2015-11-21 03:27 pm (UTC)

Date: 2015-11-21 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
:) Я же вздыхаю и завидую тому, какой у в а с выбор муки :) У вас население в 10 раз больше нашего, выбор больше и мука характерно хлебопекарная, не такая как у нас.

(no subject)

From: [identity profile] natalia-sowa.livejournal.com - Date: 2015-11-21 07:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-21 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kanapepa.livejournal.com
Спасибо большое, Люда! Непередаваемое удовольствие читать ваши статьи!

Date: 2015-11-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Не за что, Ася. Спасибо, что читаете!

Date: 2015-11-23 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] glikkeria.livejournal.com
По описанию всё заманчиво-просто. Обязательно попробую, а вместо спелого теста положу готовый бакфермент. Спасибо за очередной хороший хлеб!

Date: 2015-11-23 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Конечно просто :) Особенно если мука нормальная. На "трудной" муке он у меня с третьей попытки получается.

Date: 2015-11-23 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] kolia54.livejournal.com
Очень интересно и познавательно - ничего раньше не знал про сорта пшеничной муки. Такие красавчики - даже есть их жалко. :) Люда, а не обращали ли вы внимание, что английское слово caraway очень похоже на славянское слово каравай? Не у нас ли они его взяли? :)

Date: 2015-11-23 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Нет, название тмина было взято англичанами в средние века из латыни, те - у арабов, а те в свое время взяли его у греков.

Так что слово "каравай" - арабское, происходит от греческого "карон".

(no subject)

From: [identity profile] kolia54.livejournal.com - Date: 2015-11-23 10:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-23 11:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kolia54.livejournal.com - Date: 2015-11-24 01:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-24 02:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kolia54.livejournal.com - Date: 2015-11-24 03:14 am (UTC) - Expand

Date: 2015-11-23 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] archie911.livejournal.com
"Отделить кусочек 50г на подкисление опары на следующую выпечку. Сохранить его в холодильнике круто затертым мукой или в морозильнике в виде пластинки в пленке."

Здравствуйте Люда.
Не могли бы Вы объяснить как затирать тесто мукой.
Спасибо за прекрасный блог.
Артур

Date: 2015-11-23 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Артур,

вмесить столько муки, чтоб тесто стало очень плотным, практически твердым комком. Хлебное тесто мягкое и быстро перекиснет, испортится и испортит вам опару, если его так поставить на холод.

Например, если в 50г хлебного теста 30 муки и 20 воды, то можно вмесить ещё 15г муки. В более сухом, крутом тесте сильно затормаживается брожение и микробы уснут. тесто сохранит свое качество и живые бактерии.

Примерно тот же эффект мы наблюдаем в дрожжах. Прессованные хранятся дольше чем раствор дрожжей (прессованные 1 месяц, а дрожжевой раствор 1 сутки), а сухие дрожжи так несколько месяцев хранятся (3-4). Чем суше (круче) тесто, тем лучше оно сохраняется в холодильнике, со всей живностью в нем.

(no subject)

From: [identity profile] archie911.livejournal.com - Date: 2015-12-07 01:45 am (UTC) - Expand

Date: 2015-11-25 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anny-key.livejournal.com
Люда, такая радость читать ваши посты про хлеб! хоть я и теоретик, но у вас всегда очень интересная история вопроса и про технологию тоже увлекательно написано. Спасибо, что не бросаете этот проект.

Date: 2015-11-26 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Аня! Очень вам рада :)

Date: 2015-11-27 09:48 am (UTC)
From: (Anonymous)
Хороший хлеб! Интересно, как многое зависит от муки! А вы делаете заварные хлеба с осахаренной заваркой, любите такие? У меня вот в последнее время не получаются заварки. Заварка становится жидкой, менее крутой консистенции, но не сладкая ВООБЩЕ! Делаю заварки и с белым солодом и с 10% отложенной муки. Опыт в этом есть. Всегда все получалось и это никогда не казалось проблемой. Что вы думаете? В последнее время заварки не сладкие. Не знаю с чем связано. Режим идеальный 63-65С. Внесение осахаривающего компонента только после остывания до 65 (70 градусов). То ли мука без ферментов, то ли солод плохой. На солод грешу... Может быть от него проблема? В последнее время только с ним и готовлю.

Date: 2015-11-27 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Удивительно! С чем только не приходится сталкиваться человеку, пекущему хлеб. Несладкая заварка! кто бы мог такое подумать. Ну и ну!

С одной стороны, сахара бывают несладкие на вкус - дрожжам это все равно, они не за вкусом гонятся, практически любой сахар съедят, в т.ч. и несладкий.

С другой стороны, солод мог слабый попасться и ему нужен не час, а несколько часов при 63С, чтобы осахарить крахмал заварки полностью. Если разжижение есть и блеск появляется, то явно меняется что-то в заварке.

Я как-то показывала как измерять процесс осахаривания крахмала в домашних условиях. Нужна капля йода. Йод реагирует с крахмалом и не реагирует с сахаром. Вы сами можете это проверить, капнув йода на срез картошки (крахмалистый клубень), и он посинеет. И капнув йода в чистую воду и потом добавив туда сахара - цвет останется красным.

Отделить каплю заварки в чашку (полчайной ложечки достаточно) и развести водичкой, капнуть йода. Чем больше крахмала (неосахаренного натурального крахмала из муки) тем более фиолетово синим будет раствор.

В полностью осахаренной заварке, готовой для упортебления в тесте, совсем не останется крахмала, он весь превратится в чистый сахар. Раствор после добавления капли йода останется буро-красным, сохранит цвет йода.

Я к заварным сортам отношусь совершенно спокойно. Простой ржаной хлеб не менее вкусный, чем заварной, просто он другой :)

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2015-11-27 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com - Date: 2015-11-27 02:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-11-27 03:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Проверяю на вкус обязательно! И запах важен и реология. В последнее время понял важность титрования. Обязательно куплю реактивы для проверки кислотности. Лишним не будет ни для заквасок, ни для опар. Да даже для простого хлеба без опары. "Игра в угадай" в хлебопечении чревата разочарованиями. Даже белый хлеб нормально не испечь, если не замесить колобок (для проверки влагоемкости муки), не испечь пробное тесто, не отмыть клейковину, не проверить ее растяжимость, сахарообразующие качества муки, а в идеала еще и ЧП. Но ЧП дома сложно проверить, почти не возможно...

Кстати, Люда, не подскажите, вот куплю я скажем фенолфталеин, а остальные реактивы NaOHв какой процентовке брать, они разные бывают?

Date: 2015-11-27 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Вот тут можно взять все необходимое
http://www.vinogradisad.ru/shop/UID_53.html

по ГОСту нужен децинормальный раствор щелочи 0.1N

метод описан на стр 12
http://gu-unpk.ru/file/chair/thkimp/study/Kopyachkina_sv_sirya.pdf

но я и 0.2N раствором пользовалась без разведения, просто результат соотвественно пересчитывала. Это просто.

Date: 2015-11-27 05:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Большое спасибо, Люда!
From: [identity profile] Павел viproperty (from livejournal.com)
Скажите пожалуйста, Люда, у вас раньше был в этом журнале рецепт хлеба из пророщенного и диспергированного зерна, но теперь он закрыт.
И если вдруг вы помните тот опыт, в процессе проб и ошибок, возникли вопросы:
1 До какого состояния вы проращивали зерно и сколько примерно по времени (если это вообще имеет значение)?
2 Сколько воды вы добавляли больше той какую уже впитало зерно?
3 Сколько клали дрожжей?
4 И самое важное - диспергировали в блендере или комбайне и дрожжи с водой вносили потом и вымешивали уже в чем то другом?
Благодарю за любой ответ!
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте, Павел.

Я ещё вернусь к сортам хлеба из диспергированного зерна ржи и пшеницы, буду печь и писать про это, а пока - ответ на ваши вопросы.

1)Для диспергирования зерно не проращивают, а замачивают. То есть оно ещё не проклевывается, почки-росточка не видно. Замачивание продолжается 16-18ч при температуре зерна-воды-помещения примерно 22С (комнатной температуре).

На производстве в воду для замачивания зерна добавляют немного уксуса (4 ст.л. 3% уксуса на 1л воды или 3 ст.л. 5%ного уксуса на 1л воды), чтобы блокировать развитие гнилостной микрофлоры по зерну. Если зерно замачивают для выведения из него закваски, то, конечно, без уксуса.

Дольше выдерживать зерно нельзя и более теплым - тоже нельзя. Хлеб не получится, потому что когда пошел росток, уже испортится клейковина настолько, что хлеб выйдет как клей.

Подробности про процессы в замачиваемом для диспергирования зерна есть с статъе Светланы Коневой
http://new.elib.altstu.ru/journal/show/102186

2) Вода всегда по влагоемкости муки-зерна добавляется плюс зависит от того, подовый или формовой хлеб, какой сорт хлеба печется (из диспергированного зерна в ГОСтах около десятка сортов хлеба и булок есть). Ориентируйтесь примерно так

- зерно при вымачивании в течение 18ч при 22С достигает абсолютной влажности 40%. То есть в 100г зерна будет 40 воды и 60 сухого вещества.
- влажность теста из диспергированного зерна пшеницы примерно 48% из ржи - 52% . Это значит что на каждые 100г диспергированного зерна надо добавить примерно 20г воды, чтобы получить массу влажностью 50%, Чуть меньше для пшеничного зерна и капельку больше - для ржданого.

3) дрожжи от рецепта зависят. Ориентируйтесь на 10г прессованных на 1 кг сухого зерна (до замачивания)

4) И диспергирование и замес - в комбайне, ножами. Можно диспергировать в мясорубке, а месить руками или в обычном миксере. Дрожжи и соль обычно распусают в воде, но можно и на массу накрошить. Все распределится.

Так что обратите внимание, что хлеб - из диспергированного зерна. Там нет прорастания, есть только массивная активация витаминов в зерне. Но хлебопекарные качества зерна ещё сохранятся, на пределе, но сохраняются

Хлеб с пророщенным зерном или из проросших зерен, прямо с ростками, как библейский хлеб тут в америке - это немного другое. Это либо из муки, в которую подмешивают толченое проросшее зерно,
Image
или зерновая масса проросших зерен, выпеченная в форме, как хлеб из ультракрупного шрота,
Image
он такой как бы глинистый на укус, совсем не пористый, потому что когда росток вылез, то все, - хлебопекарное зерна качество утрачено.

Image

Edited Date: 2015-11-28 12:10 am (UTC)

Date: 2015-11-30 11:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Здравствуйте, Люда!

Не могли бы Вы мне помочь?... С чем может быть связано то, что осахаренная заварка после, непосредственно осахаривания не очень сладкая, а как постоит и остынет до 45-50С при комнатной температуре, спустя минут 30-40 становится гораздо слаще.

Date: 2015-11-30 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Здравствуйте!

Не знаю. Что вы называете "непосредственно осахариванием"? Вы его по часам делаете или по достижении результата?

Амилаза в муке опять же разная бывает. В нашу муку добавляется амилаза, очень активная именно при комнатной температуре, чтобы в тесте никогда не заканчивался сахар, нужный для брожения. Обычная альфа-амилаза из солода лучше любит температуре повыше, в районе 66-72С.

Image

в муке и солоде содержится масса разных осахаривающих ферментов, работающих при самых разных температурах. Так что трудно сказать в чем у вас загвоздка. В низком содержании обычной альфа-амилазы, так что осахариванию просто напросто нужно больше времени, или почему-то ещё.
Image

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 14th, 2026 04:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios