Expand Cut Tags

No cut tags
mariana_aga: (Default)
[personal profile] mariana_aga
              

"Белый хлеб методом холодной расстойки". Метод холодной расстойки был разработан полвека тому назад в пекарне при мукомольне РобинГуд. Для такого хлеба нужна мука общего назначения, близкая по качествам к хлебопекарной муке в.с. или 1с., т.е. с клейковиной, толерантной к длительной расстойке, способной на многочасовое стояние в надутом состоянии. Короче, нужна мука, сравнимая по качествам с сильной мукой РобинГуд!

Удобство этого метода в том, что тесто готовится очень быстро, требует всего 20мин брожения. Потом хлеб ставится на расстойку на 2-24 часа в холодильник, чтоб испечь его в удобную для хозяйки минуту.

Так что когда мы сегодня собрались в кино на дневной сеанс, я замесила тесто, скрутила его в буханки и заготовки стояли в холодильнике 4ч, дожидась нашего возвращения. Когда мы вернулись, я достала их из холодильника, поставила в печь, включила её и через час, к ужину, у нас был свежий вкусный хлеб. Он очень "домашний" по качеству и очень "хлебный".


Белый хлеб холодным способом
на 2 буханки в формочках 8.5х4.5дюйма, объемом 1.4л каждая

800г муки в.с. или 1с
15-18г соли
14-16г сухих активных дрожжей или 30г очень свежих прессованных

30г сахара
50г смальца или растительного сала

500г воды 52С на замес +120г холодной воды или льда на вымешивание

Перемешать 250г муки, сахар, соль, жир и сухие дрожжи. Влить горячую воду (500г, 52С) и взбивать 2мин на средней скорости. Всыпать ещё 125г муки и взбивать 1 минуту на высокой скорости. Всыпать остальную муку и замесить довольно крутое однородное тесто. Дать ему отлежаться 15-20мин, следом вымесить до хорошего развития кейковины, поправляя консистенцию теста до весьма мягкой.

Оставить тесто в покое на 20мин, разделить на 2 порции, промесить каждую порцию, чтоб выбить пузыри (примерно 10сек в комбайне ножами или 30сек руками). Придать им форму двух небольших прямоугольников и оставить на столе отдохнуть 5-10мин.

Следом выкатать каждый кусок в пласт, свернуть в рулет, защипнуть и уложить в смазанную формочку. Смазать сверху растительным маслом, уложить в пакет и поставить в холодильник на 2-24* часов. За это время тесто вырастет на 1-2 дюйма (3-5см) над краями формы и остановится.

Вынуть формы из холодильника, часто и глубоко проколоть очень тонкой швейной иголкой (не спицей!) пузыри на поверхности шапок, дать формочкам с тестом постоять в тепле 10минут и поставить в печь. Включить печь на 350Ф(с конвекцией) или 400Ф/200С (без конвекции) и печь 1 час. После выпечки дать остыть 45-60мин как минимум, прежде чем резать. Хлеб очень нежный и душистый с простым хлебным вкусом, очень изящным мякишем и деликатной корочкой.

* тестирование этого рецепта на кухне "Фермерского журнала" США показало, что самый пышный хлеб получается при холодной расстойке длительностью 2-8ч, но и при более длительной расстойке он все ещё получается весьма хорошо (особенно если в муке есть аскорбинка).

Источники
Homemade Bread, 1969, by Farm Journal Inc.
The Complete Book of Breads, 1973, by Bernard Clayton Jr.

Иллюстрации

 Реклама метода холодной расстойки от РобинГуд в 1966г. На плакате - вариант хлеба по рецепту выше, но с тертым сыром в тесте  вместо смальца, что делает мякиш более рыхлым и крупнопористым. Текст рекламы "Нового Метода Холодной Расстойки, настоящего домашнего хлеба... новым, менее трудным способом":

You mix, shape, refrigerate. .. bake it when you are ready. No more watching or walking around. The loaves rise in the refrigerator. Pop them in the oven anytime 2 to 24 hours later… and get bread as good as when you did it the old way. (Some women tell us - better)


. Source

Текст рецепта хлеба холодным способом от РобинГуд, из той же эпохи, на 3-4 буханки

Source

Тесто в начале и конце замеса. Замес делает тесто однородным.

Но клейковины в свежезамешанном тесте ещё практически нет. Тесто практически не тянется, рвется.

За 15-20мин отлежки в тесте образуется клейковина. Тесто становится заметно эластичным и тянется в толстые пленки. На фото тесто из карельской муки в.с. "Трапеза"

По мере вымешивания клейковина развивается. Она вытягиавется во все более и более тонкие пленки

И тесто захватывает все больше и больше пузырьков воздуха - будущих пор в мякише. Чем больше пузырьков воздуха захватит тесто, тем более мелкопористый и тонкостенный  будет мякиш даже в малосдобном тесте.

Вот такая "жилистость" на поверхности свернутого в шар теста - верный признак хорошо развитой клейковины

Тесто бродит всего 20мин. Обычно для этого его оставляют прямо на столе, под пленкой или полотенцем. Я положила его в мерную посуду, чтобы показать, что его объем за это время изменится немного, но заметно. Тесто примерно удвоится в объеме и станет воздушно пуховым на ощупь.

После деления на порции, промешивания и формовки, заготовки прячут внутри пакетов. Внутри должно быть достаточно запаса, чтобы тесто выросло на 5см над краями формы и при этом не уперлось в полиэтилен

Я не знаю, насколько тесто выросло за 2ч в холодильнике - минимальный срок, указанный в рецепте. Мы в это время были в кино, на Спайдермана ходили. Но за 4ч в холодильнике при 4С оно выросло точно на 5 см и заготовки на ощупь были устойчиво тверденькими, не сдувались при вынимании их из пакетов и прокалывании шапок иглой в ста местах.

У выпеченного хлеба приятный выброженный кисловатый аромат и чистый пшеничный вкус. В данном случае у меня была выпечка 1час, начиная с холодной духовки: 20мин прогрева до 350Ф (под колпаком), потом 40мин выпечки при 350Ф с конвекцией, в открытую.

Мякиш

Date: 2012-07-23 01:25 am (UTC)
From: [identity profile] lenacab.livejournal.com
Обязательно опробую, мне давно хотелось чего-то такого удобного, чтобы не надо было привязываться по времени. Людочка, как всегда на высоте!

Date: 2012-07-23 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Надеюсь, что вам понравится хлеб, Лена. Рецепт очень простой, удобный и без подвохов :)

Date: 2012-07-23 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lenacab.livejournal.com
А я вам расскажу о результатах

Date: 2012-07-23 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] rusudan2.livejournal.com
Боже,очередной красавец.Прекрасный хлеб,мякиш.

Date: 2012-07-23 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Даночка, спасибо! От тебя всегда такой позитив, солнечный ты человек :)

Date: 2012-07-23 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] rusudan2.livejournal.com
Спасибо Люда!!Приятно!

Date: 2012-07-23 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] volnij-hudoznik.livejournal.com
красивый какой :)
А я недавно с Вашей подачи сделала хлеб из пшеничной цельной муки на ржаной закваске (такой монстрик), получился на удивление вкусный - запах, вкус, корочка... Но мякиш довольно плотный, хотя тесто довольно долго бродило и стояло на расстойке. Что делать, надо было сделать на закваске и дрожжах?
Edited Date: 2012-07-23 05:58 am (UTC)

Date: 2012-07-23 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Да, конечно, попробуйте подмешивать небольшие количества дрожей. Иногда 1-2грамма дрожжей - это все, что нужно для разительной разницы в объеме хлеба, который на чистой закваске получается плотным и увесистым.

Date: 2012-07-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] volnij-hudoznik.livejournal.com
ага. Спасибо, будем пробовать.

Date: 2012-07-23 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] kavolekat.livejournal.com
Спасибо, Люда, этот рецепт - то, что доктор прописал :). Я обычно пшеничный хлеб "ленивыми" способами стараюсь печь, т.к. почти каждый день 3-4 часа печь хлеб и ложиться в 2 ночи после полноценного рабочего дня - на такие подвиги способен только Дима trablin :).
За этот год мне удалось успешно перепробовать и адаптировать под себя несколько хороших несложных рецептов - но получить красивый хлеб при выпечке сразу из холодильника, без предварительного прогрева теста, формовки и расстойки мне пока не удавалось. Очень надеялась, что вы опубликуете этот рецепт и буду его осваивать.
Но у меня есть вопрос по дрожжам - в рецепте сухие активные Red Star? Но их же надо размачивать, а не смешивать с мукой? Просто я не уверена, что мне в Питере удастся найти аналогичные дрожжи, у меня только Саф-Левюр из сухих активных есть, но 2% в тесте для них многовато будет, придется как-то адаптировать рецепт под них или прессованные дрожжи.

Date: 2012-07-23 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Пожалуйста, Катя. Конечно, для каждого рецепта и каждого метода есть свое место и время. Я наоборот оттягивала приготовление по этому способу, потому что мне не нравятся затянутые долгие расстойки и выбраживания в холодильнике. Когда я начинаю готовить хлеб, мне хочется его и закончить на одном дыхании. А вчера так удобно случай подвернулся, что мы уходили на несколько часов, и рецепт подошел тютелька в тютельку.

Насколько я поняла из исторических документов, рекламы в прессе тех лет и описаний дрожжей в книжках той эпохи, тогда были сухие активные дрожжи от Флейшмана, мелкими шариками, как современные САФ-левюр, и дрожжи от РедСтар, тонкими палочками. И те и другие подходят в рецепте. И, конечно, подходят и прессованные дрожжи, как указано в рецепте на 4 буханки от РобинГуд, показанном в иллюстрациях. Абсолютно точно подходят также САФ-Голд, осмотолерантные. Только быстродействующие инстантные (типа САФ-момент или САФ в красной фунтовой пачке) не подходят. Они не подходят для брожения на холоде. Я не проверяла на тесте, но так говорят, да и холодные опары у меня на быстродействующих дрожжах плохо получались, очень плохо.

Что "надо" делать с дрожжами, указано в рецепте. Если я перевожу рецепт из прессованных дрожжей на РедСтар сухие активные, то тогда да, их надо размачивать, чтобы получить суспензию живых влажных дрожжей в воде, эквивалентную разболтанным в воде прессованным дрожжам. А если рецепт уже заточен под сухие дроожжи, то тогда с дрожжами обращаемся так, как указано в рецепте. А не то тесто начинает брыкаться и хлеб не получается. Я на этом обожглась, когда предыдущий хлеб училась печь и вместо обычного размачивания активировала РедСтар. Хлеб получился ужасный, потому что дрожжи бродили слишком бурно, сожрали весь сахар, порвали клейковину, выделили столько спирта, что сами стали дохнуть... Короче, кошмар и ужас, хе-хе-хе.

- ...2% в тесте для них многовато будет
- что это? предрассудок или опыт? 2% САФ-левюр - это 4% прессованных. Это, вы считаете, много для скороспелого теста??? Ведь есть рецепты и на 10% прессованных и на 7% инстантных...

Я вижу много криков по поводу "жутких" количств дрожжей в рецептах и правильным считается класть понемножку дрожжей и долго-предолго выбраживать. Вот всяком случае многие блоггеры задают такой тон в своих записях про хлеб, восхваляя ароматы такого хлеба до небес.

С другой стороны, рецепт есть рецепт и если по нему хлеб не получается, несмотря на то, что ингредиенты взяты адекватные в указанных количествах, то наверное что-то сам пекарь не то делает, где-то случились отклонения от рецепта. Мне самой психологически очень трудно печь на огромных дозах дрожжей, даже на том же хрущовском тесте. Все время поражаюсь, насколько изделия получаются хорошие. Когда я вчера отмеряла 16г сухих дрожжей на две буханочки хлеба, у меня руки дрожали и коленки подкашивалист. СТРАШНО БЫЛО столько дрожжей вмешивать. Настолько страшно, что по дороге из кинотеатра домой мы зашли и купили на всякий случай буханку свежего хлеба, подстраховаться на случай неудачи по этому рецепту.

Но я и тому, что тесто на больших дозах дрожжей совершенно не выбраживается тоже удивляюсь. Как и качеству изделий удивляюсь. Хлеб изумительный, но совершенно незнакомого нам качества, "другой". Это просто-напросто другой отдел в выпечке, требует некоторой душевной смелости, чтоб на таких дозах и по таким технологиям хлеб печь. Хлеб из 1960х в американском стиле - это такие же незнакомые и новые нам на вкус и вид сорта, как в свое время были для нас хрустящие дырчатые багеты и мокрые воздушные чиабатты. Они тоже казались новинкой, по сравнению с магазинным хлебом в советском стиле.

Date: 2012-07-23 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kavolekat.livejournal.com
Большое спасибо за развернутый ответ. Нет, после ваших последних статей я совсем не боюсь больших количеств дрожжей, хотя психологически было немного боязно - после замедленного брожения ускоренное попробовать :). Просто на пачке Саф-Левюр, если мне память не изменяет, дозировка 0,5-1% для сдобного безопарного теста, а на сайте lesaffre.ru их рекомендуют для опарного тестоведения в еще меньших количествах, т.к. избыток грозит дрожжевым запахом изделий и потерей формоустойчивости. Поэтому я на всякий случай уточнила.
Я поняла, что дело не в идеологии - много или мало дрожжей - а в технологии конкретных рецептов :). Хрущевское тесто и пицца за 30 мин. мне очень понравились, спасибо. А еще удалось вкусные оладьи с картошкой и манкой "разработать" на этой базе.
7% инстантных дрожджей - это круто :). У меня на 3% дрожжей оладьи через 15-20 минут уже можно начинать печь.

Date: 2012-07-23 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Вы правы, коенчно, Катя. САФ-лефюр в таких количествах наверное придаст яркий дрожжевой аромат изделиям. Но такое же произойдет и с прессованными не первой свежести в тесте.

Дело тут не в сдобности, имхо, в этом рецепте всего 3% сахара и то съедается за время замеса и расстойки просыпающимися дрожжами. Так что хлеб абсолютно несладкий, намного менее сладкий чем нарезной батон, скажем.

Глютатион из мертвых дрожжевых клеток всегда можно блокировать тем, чтоб всыпать в муку щепотку аскорбинки, но вот дрожжевой аромат... если не нравится, тут уж ничего не поделаешь - надо брать что-то другое. На сухих активных РедСтар, несмотря на такие количества сухих в тесте, тесто и хлеб пахнут свежестью, приятной кислинкой, корка пшенично-ореховая, рыжая (не черно-бурая, как на старых дрожжах). Запаха "дрожжей" нет.

А вы на САФ-голд не печете вообще, Катя? У вас они продаются?

Скорей бы вы начали вести ваш жжурнал! Интересно поучиться бы у вас, с вашими рецептами, идеями и картинками вашей выпечки, Катя. Я понимаю, у вас с работой, семьей и выпечкой нет наверное времени ещё и журнал вести...

Date: 2012-07-23 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kavolekat.livejournal.com
Саф-Голд продаются, но надо искать или в интернет-магазинах заказывать. Фермипан-супер и фермипан-софт в продаже видела. Осмотолерантные для замедленного брожения лучше всего подходят, конечно. Сухих-активных аналогов РедСтар не знаю, впрочем, еще Воронежские есть, надо будет посмотреть, какие они - инстантные или нет. Прессованные также есть высокоактивные и обычные в продаже.
Пеку я на Саф-Моменте и Саф-Левюре обычно. Ленивое тесто на них примерно одинаково хорошо получается, без дрожжевого запаха.
Тесто на Саф-Моменте (обычное безопарное, 0,6-0,8% дрожжей) я также не раз в холодильнике хранила, вполне нормальный хлеб получается, не хуже, чем на прессованных или Саф-Левюре, но преимущества инстантных быстродействующих дрожжей (повышенная пышность, взрывной рост в печи и т.п.), конечно, теряются.
По поводу журнала - я готовлю подборку своих рецептов из ленивого теста. Фото нормальные отсниму и буду постепенно выкладывать. За основу я брала проверенные, опубликованные вами и Михаилом рецепты - Ани Буабса, No-Knead Bread 2.0 и другие и модифицировала под свои вкусы и возможности.

Date: 2012-07-23 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Люда, какой прекрасный рецепт!! Надо обязательно попробовать..Смалец я натопила, чистенький, беленький. Спасибо за ссылки и советы.А как вы считаете, можно этот хлеб испечь с добавками другой муки или только чисто пшеничный?

Date: 2012-07-23 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Согласна, что рецепт - чудо! Нам очень и очень понравился этот хлеб. Вечером испеченная буханка закончилась за завтраком. Муж никак не мог остановиться, часто подбегал к хлебу и отрезал ломтики - вкуснятина! Пришлось срочно доставать вторую из заморозки.

Для этого метода были разработаны рецептуры серого пшеничного хлеба на меду (65% белой + 35% обойной пшеничной муки) и немецкого тминного полуржаного с патокой, да. Без вариаций в методе приготовления, все как описано выше, только ингредиенты и их пропорции другие.

Серый пшеничный хлеб на меду методом холодной расстойки
(CoolRise Honey Lemon whole wheat bread)

525г муки в.с. или 1с
275г обойной пшеничной муки
15-18г соли
14-16г сухих актвиных или 30г прессованных дрожжей

85г меда
45г мягкого маргарина или растительного сала

600г горячей воды (52С)+ вода для консистенции мягкого теста
1ст.л. тертой лимонной цедры

Хайдельбергский ржаной методом холодной расстойки
CoolRise Heidelberg Rye Bread


400г муки в.с. ил 1с.
400г обойной ржаной
22г порошка какао
15-18г соли
14-16г сухих активных дрожжей или 30г прессованных
1ст.л. тмина

15г сахара
112г черной патоки
30г маргарина или смальца

500г горячей воды (52С)

Этот хлеб тоже можно печь в формочках, но он чаще печется круглым или овальным подовым. Круглые хлебы расстаивают в сковородках или круглых формочках с бортиками 5см диаметром 20см, а продолговато-овальные после скручивания теста в рулеты и подкатки в слегка заостренные концы расстаивают на противне в холодильнике под пленкой. Перед посадкой в печь на круглых заготовках делают крестообразный надрез, а длинные надрезают диагонально каждые 5см.

если будете их печь, то покажите как получится, ладно?

Date: 2012-07-23 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Люда, спасибо!! Испеку, обязательно покажу.

Date: 2012-07-23 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] musa-tv.livejournal.com
Люда, привет, твои быстрые хлеба один другого краше. Этот вообще очень удобный, обязательно надо испробовать, хороший рецепт быстрого и нехлопотного хлеба нужен, как ни крути, в арсенале. А если САФ Голд брать, то столько же? У меня хлеб пока хуже выходит, чем руками, Снова тесто перемесила, наверное. Пекла вчера Силезский светлый ржаной по рецепту из Диминого (narakeshvara)журнала, хлеб во второй половине расстойки полез, пришлось надрезать по местам прорех и печь. Вкусный вышел, но... В общем, техника в руках дикаря - один вред. Надо отдать должное, правда, кексы хорошие у меня всё же выходят:). А тут ещё вчера газ в духовке горел еле-еле, мастера были, прочистили и настоятельно посоветовали как можно быстрее новую плиту купить. Так что я сегодня заказала в интернет-магазине, обещали послезавтра привезти. Пока я ещё с новой духовкой подружусь, неизвестно, сколько хлеба испорчу. Такие вот новости.

Date: 2012-07-24 01:11 am (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Привет, Таня! Да, САФ-Голд столько же или чуточку поменьше.

Сочувствую по поводу трудностей с тестом и духовкой. Скорей бы все это осталось позади! Чтоб все новое в работе с тестом и с новой духовкой приносило главным образом радости и удовольствие.

У меня тоже хлеб через раз получается, безрадостная картина. И ладно бы "некрасивый но вкусный"... так невкусный же! Но иногда все-таки получается :)

Удачи!

Date: 2012-07-24 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] musa-tv.livejournal.com
Спасибо, Люда. Буду стараться.

Date: 2012-07-25 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Люда, не знаю, можно ли в вашем журнале вставлять фото, поэтому, если не затруднит, посмотрите в моем ЖЖ, я поместила, как пекла серый хлеб. Еще раз спасибо за рецепт, хлеб, несмотря на мои огрехи, восхитителен.
Хотела спросить, я прессованные дрожжи растирала с мукой (как у Бертинета)...А может их нужно все-таки активировать?

Date: 2012-07-25 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Ну, не в журнале, а в комментариях, фото можно вставлять, конечно :) У журнале я сама их вставляю :)

Дрожжи активируют только если сказано в рецепте, Василиса. А иначе получится передозировка или недобор по дрожжам. Скажем, если печете по ГОСТам 1989, то там во введении к сборнику написано, что сухие всегда активируют вообще, а прессованные всегда активируют для безопарных видов теста (и берут их по весу больше в 2-3р чем в рецепте для опарного способа, указанного как основного в сборнике).

Но в рецептах с другими дрожжами и из других культур (т.е. других авторов, других стран) это не так. Не везде и не всегда активируют прессованные для безопарного теста (во Франции - никогда!) и не всегда даже размачивают сухие (инстантные в США - никогда!), просто вмешивают и все. Рецепт на это рассчитывает и все отклонения приведут к проблемам в поведении теста и другим по качеству изделиям.

Date: 2012-07-25 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vasena-vasilisa.livejournal.com
Спасибо, Люда!! Я просто неправильно выразилась, имела в виду конечно комментарии.
Я на дрожжах пекла немного. Пекла на старом тесте несколько месяцев, потом на закваске. Поэтому интересно все что вы пишите о дрожжах.Сейчас их большое количество, но есть возможность покупать и свежие прессованные. Их выпускают сейчас более сильными и если класть, как в старых советских рецептах, то тесто поднимается слишком быстро.

Date: 2012-07-26 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] larissa moor (from livejournal.com)
Людочка - хлеб ставлю сейчас в духовку... Странное дело - при замесе у меня тесто не было плотным - сразу такое - "нормальное"... и почену только???

Date: 2012-07-26 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
Лариса, или у нас мука разное количество воды впитывает, или то, что тебе кажется нормальным, для меня - плотное тесто :). Это неважно. Важно чтоб хлеб хорошо получался. Удачи!

Date: 2012-07-27 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] larissa moor (from livejournal.com)
Людочка, пасибки - хорошо получился! До такой красоты как у тебя, мне далеко... но вкусно - наслаждаюсь!

Date: 2012-07-27 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mariana-aga.livejournal.com
:) Я рада, что получился, Лариса!

Date: 2012-08-31 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ola-pazderina.livejournal.com
Все так интересно, спасибо))) Буду осваивать. А то местный хлеб оставляет желать лучшего...

Profile

mariana_aga: (Default)
mariana_aga

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Page generated Jan. 13th, 2026 05:05 am
Powered by Dreamwidth Studios